Калмыцкий Портал
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Анкета | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Главная
Статьи
Фотогалерея
Дневники
Группы
Файлы
Игры

Опросы

Загрузить фото
Добавить статью

Поиск по сайту
Правила Портала
Рекомендовать
Обратная связь
Modules
ГлавнаяГлавная
ФорумФорум
AccountAccount
PogodaPogoda
RulesRules
Добавить новостьДобавить новость
ИнформерИнформер
Каталог файловКаталог файлов
НовостиНовости
Обратная связьОбратная связь
ОпросыОпросы
Поиск по сайтуПоиск по сайту
РекомендоватьРекомендовать
СтатьиСтатьи
Комментарии
08.12.2012 Джунгар
Поздравляю Вас всех с этим светлым праздником! Жел...

08.12.2012 Аргун
Поэтому проходила мимо тут тема Казахско- Джунгар...

01.12.2012 ten3235.t@yandex.ru
Советская история (в ныне действующей) истории - в...

11.11.2012 Бакши Джамба
К калмыцким неофитам (будем так говорить) я выношу...

01.11.2012 Гость
У нас в Монголии таких японцев много они почем...

25.08.2012 Ерлан
А на счет Калмыков.Этот народ как известно ...

13.07.2012 Гость
вообще-то предки Сигала по отцовской линии приехал...

28.06.2012 ten3235@yandex.ru
Сибирские калмыки... Да, это, действительно,траге...

18.06.2012 Хальмг
лучше бы греция из кризиса вышла,хреновенько у вас...

Архив новостей

История, религия

Чаша Будды

Чаша во все времена являлась культовым сосудом для многих народов. «Еще в культурах Зороастра изображается чаша с пламенем, - говорится в книге Н.К.Рериха «Алтай-Гималаи». Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях времен Соломона и ранее. В индийских раскопках эпохи Чандрогупты Маурьи видим то же самое мощно стилизованное изображение. Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях бодхисаттвы держат чашу, процветшую языками огня».

Вспомним чашу друидов, чашу Грааля. Далее Н.К.Рерих дает такое пояснение к чаше Грааля: «Грааль в западноевропейских средневековых легендах чудодейственная святыня, сокровище мира, хранимое братством святых рыцарей. В другой легенде Грааль предстает чашей, хранящей мощь света, истины, огонь мира». Есть другая легенда о чаше Грааля, по которой в нее была собрана кровь из раны Иисуса, нанесенной копьем легионера.

О чудотворности и неистощимости чаши Будды написано во многих источниках. Как об истинной чаше жизни говорится о чаше Будды и во всех упоминаниях о ней. В первых сведениях о ее появлении говорится: «Пурушапура, или, Пешавар некогда был городом чаши Будды. Принесенная туда после смерти Учителя, чаша в течение долгого времени была предметом глубокого преклонения. Во времена китайского путешественника Фахиена, около 400 года до нашей эры, чаша еще находилась в Пешаваре, в нарочно для нее выстроенном монастыре. Она представляла собой разноцветный сосуд. Причем были очень заметны линии краев чаш, вошедших в состав ее».

Последним упомянутым историографами местопребыванием чаши Будды является Персия, древний город Карашар, куда чаша Благословенного была перенесена из Пешавара и затем исчезла.

О происхождении чаши Будды рассказывается и в «Джатаке», сокровищнице древних индийских сказаний, и там есть такие слова: «Тогда с четырех сторон пришедшие четыре хранителя мира поднесли чаши, сделанные из сапфира, но Будда отказался. Снова они предложили четыре чаши, сделанные из камня мугаванна, и Он, полный сострадания к четырем гениям, принял четыре чаши. Одну в другую поставил и приказал: да будет одна! И края четырех чаш стали видимы только как черты. Все чаши вошли в одну. Тогда Будда в эту ново сделанную чашу принял пищу и, насытившись, совершил благодарение».

Отсюда, наверное, и пошла традиция украшения краев пиал снаружи четырьмя линиями. Линии эти носят, как правило, разные оттенки.

В другой своей исследовательской работе «Гималаи - обитель света» Н.К.Рерих приводит данные из источника, написанного на древнеиндийском санскрите в 308 году нашей эры, книги Дхармаракши «Лалита Вистара». Страницы данной хроники также содержат сведения о чаше и, рассказывая о ее таинствах, приписывают Благословенному следующие обращения к тем, кто преподнес чаши: «Поклонись чаше Будды, и ты будешь в чаше, как в сосуде познания», «Кто дает чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью», «Эта чаша - ладья жизни, чаша спасения скоро должна быть найдена».

На протяжении многих тысячелетий чаша Будды была предметом поиска, но они не увенчались успехом. В настоящее время ни один буддийский монастырь и ни одна страна, исповедующая эту древнюю религию, не может похвастаться или гордиться наличием одной из главных буддийских реликвий. В одном из буддийских канонов - Трипитаки - сказано, что и в срок новых достижений мира чаша станет предметом искания, но найти ее смогут лишь избранные. Сила ауры чаши сильна, и она не позволит непросвещенному перейти границу заповедной зоны и тем самым увидеть искомое. Предмет поклонения всех буддистов может находиться рядом, но увидеть ее смогут люди с чистой душой и сердцем и светлыми помыслами.

Поклонялись чаше Будды и калмыки, и по сей день они подносят подношения в чаше-пиале. Ни один калмыцкий праздник, обряд не обходится без подношения пиалы, наполненной чаем, источающим аромат мускатного ореха и цветом напоминающий красный сандал. И в калмыцком фольклоре чай непременно имеет цвет дерева сандала. Именно из сандала вырезали изображения богов, поэтому цвет этого дерева очень почитался буддистами, и, как известно, основа всего сущего - первичная энергия - имеет также красный цвет.
Калмыки, следуя традициям предков, преподносят чашу с чаем любому человеку, переступившему порог их дома. Перед принятием важного решения черпали силу из чаши богатыри в эпосе «Джангар»:


«Хонгоровы речи услыша,
Джангар-нойон
Молвил в ответ, пиалу свою пригубя».

«Широкую желтую пиалу
Семьдесят раз опрокинул он».


По давнему камыцкому обычаю невеста утром после свадьбы варит чай и преподносит чашу родителям мужа и всей его родне, считается, что это благое деяние угодно Будде, и что обряд знакомства проходит посредством причащения к чаше Будды.

Во все времена особенным для калмыков был утренний чай. Человек, вошедший в ваш дом в утренние часы, непременно должен выпить чаю или хотя бы пригубить пиалу. Это является непреложным законом калмыков и по настоящее время. Если исходить из такого понятия в буддийской философии как «Аум», только лишь одно причащение к чаше, в которой сконцентрирована основа всего сущего - первичная энергия, дает благодатную энергию.
Поэтому утром всегда надо испить чай либо другой напиток именно из чаши. Коротковолновые утренние солнечные лучи наделяют напиток определенной энергией, которая заряжает человека бодростью на целый день. Утренний чай является напитком-бальзамом для гармонии человека и природы. Ведь часто пожилые люди, а нередко и молодежь, жалуются на головную боль и плохое самочувствие, не попив утреннего чая.

На протяжении многих веков калмыками были выработаны и обязательные нормы этикета по отношению к главному национальному напитку и дару Будды. Чай в чаше не должен плескаться, а тем более разливаться через край. Пиала не должна быть наполнена до краев, это может быть воспринято как неуважение к человеку. Калмыки никогда не брались за края чаши, чтобы не пересекать биополем руки первичную энергию. Чаша, особенно ее края, не должны иметь изъяны: трещины, зазубрины, отломленные места. В дореволюционное время калмыки пользовались деревянными чашами, по традиции окантовывая края четырьмя полосками серебра...

Подносите чашу Будды, чтобы быть в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

«Хальмг унн», Александра Китинова


Похожая новость:


Необходимо пробуждение

В новом здании театра рождается новый театр. Рождается, как все живое, в муках. Непросто после долгих лет отсутствия собственной сценической площадки, ухода из театра многих актеров возродить некогда сплоченный, высокопрофессиональный коллектив. А без него театра не бывает. Впрочем, как не бывает его и без режиссера, и без репертуара. Свою деятельность на посту главного режиссера Баатр Колаев начал с разработки общей концепции возрождения театра. Какой она ему видится? С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с гостем редакции.

- Она еще не окончательно разработана, прорисовываются лишь контуры того, на чем будет основываться отличие нашей репертуарной политики от аналогичной политики других театров. В основе ее будет лежать буддийское мировоззрение, поскольку буддизм - это не религия, а философия. Каждый спектакль будет каким-то образом касаться буддизма и ненавязчиво его пропагандировать. В структуру спектаклей будем стараться вклинивать элементы ритуала - совокупности обрядов, обычаев, песен, танцев. Таким образом, через сюжетные вклинивания в канву спектакля будем возвращаться к своим обычаям, языку.

Прежде, когда мы жили в условиях существования двух противоборствующих идеологий - капиталистической и коммунистической - идею спектакля найти и воплотить было очень легко. Нынче эта идея выстраивается на единых общечеловеческих ценностях. Для меня они сосредоточены в буддизме. Что касается самой драматургии, то любой театр, тем более национальный, должен обращаться к драматургии высокого уровня. Это должна быть драматургия уровня Шекспира, Брэхта, Софокла, Еврипида. Если говорить о восточном материале, то это, прежде всего, эпос «Джангар», калмыцкие народные сказки.

Мы начали работать над спектаклем «Принцесса Турандот» по пьесе Карла Гоцци, обращенной к детской и молодежной аудитории. Идея спектакля такова: человек к концу своего жизненного пути остается наедине с самим собой и понимает, что ничего из накопленных им материальных благ он с собой в мир иной не унесет. Получается, что человек всю жизнь стремился к чему-то иллюзорному, что, в конце концов, лопается как мыльный пузырь. Наше земное существование это некая иллюзия, и мы не должны сильно привязываться к материальным ценностям.

Спектакль начинается с того, что у городских ворот сидит герой с воздушным шариком в руках. Заканчивается той же мизансценой - он сидит один и держит в руках лопнувший воздушный шарик. Жил ли он? Или не жил? Сон ли это был или на самом деле?
Это главная идея спектакля.

Второй спектакль, который мы решили поставить, имеет рабочее название «Сон ангела». Это пьеса по мотивам произведений Вампилова «Утиная охота», «Прощание в июне», «Старший сын» и тибетской «Книги мертвых» (Бардо -Тёдол). Пьесу по этим произведениям пишет драматург Евгений Доржинов. Она построена в виде некой фантасмагории. Главный герой находится в состоянии мнимой смерти или просто уснул, и ему кажется, что он умер. Ему страшно. Он обращается то к ангелу, то к Мефистофелю. Они ему говорят: «Ты умер, но мы не знаем, что дальше с тобой делать». И он не знает, чего он хочет, как бы находясь в состоянии Бардо, то есть таком, в котором пребывает блуждающая в течение 49 дней после смерти человека душа. Кстати, тибетские монахи говорят, что сама жизнь является лишь промежутком между рождением и смертью. После смерти человек опять находится в промежуточном состоянии в ожидании следующего перевоплощения.

Главный герой пьесы не может никак понять, за что он наказан, и вообще, умер он или нет. И это невозможно никак проверить - в этом парадоксальность происходящего. В конце концов, он пробуждается. Приходит его жена и поздравляет с днем рождения. В пьесе много метафор, через которые у зрителя рождается целый ряд ассоциаций. Герой неизбежно приходит к покаянию. Он понимает, что слишком был занят собой, своими желаниями, мечтами. Он просит прощения. Друзья поздравляют его с днем рождения - рождением нового человека, человека пробудившегося. Слово «буддизм» имеет корень «будкх», что значит - пробудиться.

И третья наша задумка тоже так или иначе будет касаться буддийской философии. Мы решили взять шекспировские сюжеты, наполнив их своим содержанием... В ожидании Годо сидят под деревом наши герои. Спектакль построен на диалогах. На сцене будет только одно древо - то, под которым ждал пробуждения Будда, мировое генеалогическое древо, просто дерево. В пустом пространстве сидят несколько человек и ждут либо пришествия Будды Майрейи, либо Иисуса Христа, либо человека, который объединит людей. Подсознательно калмыки, например, ждут нового Чингисхана, который объединит нацию. Эта тема актуальна для всего человечества. Европа стремится к объединению. В душе у многих жителей бывшего Советского Союза все еще живет тоска по некогда большому человеческому сообществу. Они хотят единения. Люди разобщены, страдают от одиночества и ждут некоего чуда, которое бы привело их к общей цели. Над этим спектаклем начнем работать в следующем году.

- Баатр, вы больше не работаете в театре Ленинского комсомола?

- Работаю. Я играю там в спектакле «Укрощение укротителей» по произведениям Джона Флэтчера. Пьесу сочиняли всей труппой во главе с Марком Захаровым. Мне хорошо запомнился момент, когда Марк Анатольевич предложил мне роль в этом спектакле.

- Не будете ли вы против? - спросил он у меня, тогда учившегося на первом курсе режиссерского факультета ГИТИСа. Я так обрадовался, что даже не поверил в реальность такой перспективы.

С тех пор прошло четыре года. Я по-прежнему играю в театре. И даже сейчас, после назначения меня главным режиссером нашего театра, каждый месяц езжу в Москву, чтобы отыграть два-три спектакля.

- Как вам удается разрываться между Москвой и Элистой?

- Очень тяжело. Но иначе я пока не могу. Поступают разные предложения от кинообъединений. Отказываюсь, потому что слишком много работы в Элисте. А Ленком пока бросить не могу, это выше моих сил.

- Помнится, вы как-то пытались снять в Элисте молодежный телесериал. Какова его судьба?

- Это было в 98-м году. Я работал в Национальном театре и вел экспериментальную студию «До», что в переводе с японского означает «Путь». Загорелся идеей снять молодежный сериал. Об этом узнал наш Президент Кирсан Николаевич. Помог начать съемки. Мы работали и одновременно учились на съемочной площадке. Специалистов не было. Не было и хорошего сценария. Варились в собственном соку, но кое-чему научились. Смонтировали три или четыре серии, показали их. Отзывы были хорошие. Я не жалею о той работе, мне за нее не стыдно. Главное, что рискнули, попробовали.

Работа над сериалом как-то всколыхнула, помогла творчески вырасти. Это был толчок, с которого начался некий новый отсчет творчества для многих актеров, телевизионщиков.

- Как вы считаете, что повлияло на ваш выбор профессии?

- Случайность. Хотя известно, что ничего случайного в жизни не происходит. Тем не менее, я долго шел к нынешнему своему состоянию. Закончив школу, получил профессию электромеханика. Работал на заводе. Служил в армии. Случайно поступил на отделение режиссуры культурно-массовых мероприятий Элистинского культпросветучилища. Полагал, что год переживу, а там опять буду поступать в КГУ. Не знаю, как, но меня увлекло то, что нам замечательно преподавали наши педагоги. Я полюбил режиссуру, театр. А дальше была учеба на актерском факультете ГИТИСа, работа, опять учеба.

- Кроме творческих, какие проблемы вас сегодня одолевают?

- О! Хороший вопрос. Знаете, сколько стоит постановка спектакля в московских театрах? Самая минимальная стоимость - 25 тысяч евро. Постановки мюзиклов стоят от двух до четырех миллионов евро. А сколько получают актеры, знаете? Это не секретные цифры, они опубликованы. Актер московского драматического театра получает 100-150 долларов. У заслуженных, народных - ставка чуть выше. Наши актеры получают по 80-100 долларов. Поэтому проблема кадров для нас очень актуальна.

Вышло так, что в театре не осталось актеров старшего поколения. Это очень большая потеря. Воспитать хорошего актера только в вузе, даже самом престижном, невозможно. Актер рождается в процессе творчества, в котором роль опытных, маститых коллег трудно переоценить. У нас образовался разрыв в поколениях. Не хватает и молодых. Сейчас думаем о новой группе талантливой молодежи, которую необходимо отправить на учебу в ГИТИС. Однако для того, чтобы кому-то захотелось избрать профессию актера, ее нужно сделать не только престижной, но и достойно оплачиваемой. Не решена и жилищная проблема многих наших актеров. Это важные моменты, так как касаются самого главного - жизни человеческой. Однако не менее актуальна и проблема спонсорской помощи. Нам очень нужна помощь соотечественников, добившихся стабильного положения, позволяющего заняться меценатством. Без них ни одна наша творческая задумка не осуществится в том виде, в каком задумывалась.

- Остается надеяться, что таковые в республике обязательно найдутся. Успехов вам! Будем ждать премьер в новом театре.

«Хальмг унн», Елена Воронова
Все больше и больше наука и медецина позволяют нам менять свою жизнь в лучшую сторону. Один из пример таких перемен - пластическая хирургия. Не всем дано родиться с идеальными чертами лица, поэтому на помощь приходит пластика. Наша клиника пластической хирургии поможет вам навсегда избавиться нежелательных дефектов, а вместе с ними и определенных комплексов, связанных с этим.


<<< Предыдущая новость || Следующая новость >>>
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
User Info
Логин

Пароль



ПользователейПользователей:0
ГостейГостей:47
ВсегоВсего:47
Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 894
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 28.03.17

Калмыкия 17.11.2012
В жестоком современном обществе всемирное женское ... >>>

История, религия 11.02.2011
Он оберегал родных, никогда ни словом не обмолвилс... >>>

Калмыкия 05.02.2011
Как правило, маленькие, но гордые республики, стар... >>>

Общие 13.12.2010
На сегодняшний день рынок Калмыкии можно считать н... >>>

Реклама партнеров
Главная | Статьи | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь
Kalmyk Portal