Калмыцкий Портал
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Анкета | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Главная
Статьи
Фотогалерея
Дневники
Группы
Файлы
Игры

Опросы

Загрузить фото
Добавить статью

Поиск по сайту
Правила Портала
Рекомендовать
Обратная связь
Modules
ГлавнаяГлавная
ФорумФорум
AccountAccount
PogodaPogoda
RulesRules
Добавить новостьДобавить новость
ИнформерИнформер
Каталог файловКаталог файлов
НовостиНовости
Обратная связьОбратная связь
ОпросыОпросы
Поиск по сайтуПоиск по сайту
РекомендоватьРекомендовать
СтатьиСтатьи
Комментарии
08.12.2012 Джунгар
Поздравляю Вас всех с этим светлым праздником! Жел...

08.12.2012 Аргун
Поэтому проходила мимо тут тема Казахско- Джунгар...

01.12.2012 ten3235.t@yandex.ru
Советская история (в ныне действующей) истории - в...

11.11.2012 Бакши Джамба
К калмыцким неофитам (будем так говорить) я выношу...

01.11.2012 Гость
У нас в Монголии таких японцев много они почем...

25.08.2012 Ерлан
А на счет Калмыков.Этот народ как известно ...

13.07.2012 Гость
вообще-то предки Сигала по отцовской линии приехал...

28.06.2012 ten3235@yandex.ru
Сибирские калмыки... Да, это, действительно,траге...

18.06.2012 Хальмг
лучше бы греция из кризиса вышла,хреновенько у вас...

Архив новостей

История, религия

Далай-лама XIV: «Я мог бы стать трактористом»

Его Святейшество Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо (Океан Держатель Учения) не балует журналистов интервью. Духовный лидер буддистов предпочитает высказываться в своих книгах, изданных многомиллионными тиражами, и в публичных лекциях, с которыми объездил десятки стран. В преддверии своего 70-летия он дал нашему корреспонденту уникальный шанс побеседовать с ним, не посматривая на часы, в его резиденции в Дхармсале, на южном склоне Индийских Гималаев, на высоте почти трех тысяч метров над уровнем моря.

– Ваше Святейшество, в своих книгах вы подчеркиваете, что вы такой же человек, как и все остальные. Не считаете ли вы это довольно эксцентричным заявлением для духовного лидера такого уровня?

– Посмотрите на Папу Римского. Когда его выбирают, он должен вести себя согласно положению. Но это вовсе не отменяет того, что когда-то он был ребенком – веселым и непосредственным. То же самое касается и русского патриарха. Конечно, когда на его голове белая шапка, он должен вести себя соответственно. Что же касается меня, то я в первую очередь беженец и лишь во вторую – духовный лидер. Может, это привычка, может, этому научили меня родители, но я часто думаю о том, что излишние формальности в отношениях высоких духовных лиц и простых людей – плохо. Такой образ мыслей, наверное, отличает меня от остальных религиозных лидеров.

– А вы никогда не размышляли на такую тему: если бы, когда вам было два года, вас не нашли буддистские монахи и не стало бы очевидным, что вы новое воплощение далай-ламы, как бы могла сложиться ваша жизнь? Какую бы вы выбрали профессию, какая бы у вас была семья?

– Я родился в глухой деревушке, где не было школы. Скорее всего, я бы вел жизнь простого крестьянина. Но поскольку я всегда проявлял интерес к технике, то мог бы стать трактористом... С буддийской точки зрения, размер моего тела, цвет моих глаз и волос – это все уже предопределено с момента зачатия. Но все остальное находится в постоянном изменении. Все зависит от обстоятельств и наших поступков. Обстоятельства постоянно меняются, от поступков зависят последствия. То есть в одних сферах нашей жизни много предопределенности, в других ее нет вовсе. Что касается наших размышлений о будущей жизни, то до последнего вздоха этот вопрос остается нерешенным. Важны ваши последние мысли. Но даже после смерти есть некий переходный период, в который тоже возможны изменения.

– Прошло уже больше полувека с тех пор, как Китай овладел Тибетом. За это время мирным путем вернуть независимость стране так и не удалось. Вы не признаете насилия ни в каком виде, а напряженность в мире растет. Как же добиться сохранения мира на нашей планете?

– В конечном итоге действия человеческих существ зависят от мотивации. Поэтому если мы хотим применить контрмеры против насилия, то они должны быть двухступенчатые. Временная перспектива и долговременная. Если взять меры временного масштаба, то их предпринимают лидеры мировых держав. По поводу качества этих мер – я не судья, поскольку не занимаюсь политикой. Что касается долговременной перспективы, здесь может быть одно решение: целостный взгляд на вещи, не делящий мир на «я» и «другие». Причина большинства проблем, которые мы испытываем, – неведение. В любой сфере – в экономике, в политике – неправильные решения принимаются в силу недостатка знаний. Но в мире нет ничего, что бы существовало отдельно от всего остального. Представьте, что у вас маленькая ранка на мизинце. Казалось бы – это всего лишь маленькая ранка. Но вы испытываете боль, потому что мизинец – часть вас. Вот и чтобы жить в мире, нам нужен такой целостный взгляд. Мир не наступит от наших обращений к высшим существам. Он может наступить только от нашей мотивации любого поступка. Знаете, перед тем как должен был разразиться иракский кризис, мне прислали письмо с призывом незамедлительно лететь в Багдад. Одновременно во всех частях света проходили демонстрации, люди выступали против тех мер, которые должны были быть приняты в Ираке. Но одних мирных демонстраций было недостаточно. И я тогда подумал, что было бы в самом деле здорово, если бы люди, пользующиеся заслуженным уважением, могли прилететь туда, встретиться там и заложить основу для переговоров.

– Но чтобы появилась мотивация – объективная, без гнева и ненависти, – необходимо сначала справиться с простыми человеческими эмоциями. Буддистские практики помогают их обуздать. А возможно ли справиться с ними без молитв и медитаций?

– У религиозного человека развито чувство долга. Вот я буддист – значит, я не должен злиться. Или я христианин – я не должен желать зла ближнему, должен возлюбить врагов. Подобных возможностей нет в безрелигиозной, секулярной этике. Как же всем остальным, не буддистам и не христианам, победить негативные эмоции? Здесь один вариант – думать. Мне кажется, это наиболее эффективно. Гнев дает нам лишь кратковременное удовлетворение. Например, я сказал что-то неприятное другому человеку – и какое-то время чувствую удовлетворение. Но потом приходят сожаление и стыд. Это означает, что под влиянием негативных эмоций мы просто не в состоянии различать добро и зло. Посмотрим на проблему с точки зрения здоровья. Что такое гневливость? Она не дает нам спать. Мы теряем аппетит. Наш гнев оказывает негативное воздействие на весь организм. А наносит ли он ущерб моему врагу? Нет. Вывод прост: мои негативные эмоции мешают лишь мне самому. Чтобы справиться с врагами, нужно прежде всего достичь состояния покоя, в котором возможно все тщательно обдумать. Такой подход является научным. Учеными, исследующими работу мозга, доказано: позитивные эмоции оказывают положительное воздействие на работу мозга. И наоборот, негативные эмоции ее затрудняют. И это то самое, что мы, буддисты, называем аналитической медитацией. Такой же практикой занимаются и христиане – через молитву приходя к очищению помыслов. Но даже если убрать все божественное, каждый человек может применять аналитическую медитацию в чистом виде.

– Сегодня буддизм очень популярен в мире. Появилось множество людей, объявляющих себя гуру, жившими на Тибете. Среди них часто встречаются шарлатаны. Как вы думаете, может в Европе появиться реальный институт тибетских лам?

– Люди западных стран должны придерживаться своей исконной традиции – христианской. Что не означает невозможность появления на Западе людей, у которых есть склонность к изучению и практике буддизма. Но буддизм, который они будут в итоге исповедовать, все равно будет носить западный оттенок – в силу различия между западным и восточным сознанием. Ничего страшного не случится, если возникнет европейский буддизм. Но это не должно стать тем, что в Европе и Америке называют «нью-эйдж» – когда люди берут понемногу из разных учений. Это недопустимо. Что касается появления тибетских лам среди европейцев, могу рассказать вам такую историю. Однажды ко мне подошел один американец и сказал, что он Иисус Христос. Ну что же. Никто не признает его Иисусом Христом, но если он так считает – пожалуйста. Чтобы не поклоняться всем божествам без разбора, должна быть не слепая вера, а вера, подкрепленная критическим анализом. Так что я не вижу здесь больших проблем.

– Существует такая точка зрения, что в мире все нестабильно в силу огромного социально-экономического разрыва между Востоком и Западом. Что вы думаете по этому поводу?

– Когда люди специально занимаются поиском различий между Востоком и Западом, я выступаю против. Когда мы говорим, что на планете Земля живут шесть миллиардов людей, то это гораздо важнее, чем знание о том, столько миллионов живут на Западе и сколько на Востоке. Да, между людьми есть различия. Во внешности, в обычаях, в культуре, в климате, в котором им комфортно. Если рассуждать так, то различия, безусловно, есть. Но ведь и уклад жизни в разных частях света меняется. Раньше одним из главных отличий Востока и Запада было отношение к семейным ценностям. На Востоке традиционно большие семьи. На Западе, где особо ощутим процесс индустриализации, люди начинают больше зарабатывать, и получается разрыв между родителями и детьми. Дети быстро взрослеют, отделяются от родителей. Но такой тенденции сейчас начинают следовать и на Востоке. Посмотрите на Японию. Посмотрите на Китай. И в Индии постепенно, медленно, но этот процесс развивается. Восточные религиозные учения, как вы заметили, все популярнее на Западе. Но люди остаются западными. Западная музыка распространилась на Восток – и совсем необязательно называть ее западной. Все меняется и будет меняться и дальше. В этом столетии произойдет что-то новое. Потому что придут другие люди.

– Хотелось бы знать ваше отношение к популярным сегодня темам споров и дискуссий – клонированию и эвтаназии.

– Что касается клонирования, то, как научный эксперимент, оно имеет смысл, если принесет пользу конкретному человеку, но если применять его сплошь и рядом, в этом нет ничего хорошего. То же самое и с абортами. Если плод деформирован, тогда аборт – разумный выход. Что касается эвтаназии – любая форма убийства недопустима.

– Ваше Святейшество, как вы чувствуете себя в роли живого Будды? Вам не хочется хоть иногда почувствовать себя просто человеком?

– Я всегда говорю, что я простой буддийский монах. С одной стороны, тибетцы считают меня всезнающим, с другой стороны – когда они делают что-то не так, они пытаются скрыть, что делают что-то не так. Возникает явное противоречие. То же самое касается лам перевоплощений, которые, как считается, обладают полнотой знаний. Однако когда я в детстве учился, у меня были очень строгие учителя. У них всегда был под рукой большой кнут на тот случай, если буду плохо учиться. Правда, кнут был желтого цвета. Это естественно: ведь я святое существо, вот и кнут должен быть цвета святости – желтого. Таким образом, обычный процесс наказания тоже становился святым. Но, тем не менее, процесс учебы как-то шел (смеется).

– Скоро у вас юбилей – 70-летие. Как вы собираетесь его отмечать?

– Юбилейные церемонии – лишь потеря времени. Я никогда не отмечаю свой день рождения. Этот день ничем для меня не отличается от остальных. Мне кажется, что каждый день, каждое утро – своего рода перерождение. Настало утро, взошло солнце, все свежо... Я всегда просыпаюсь с мыслями, что новый день должен принести что-то полезное. Мои медитации, мои молитвы – на них уходит каждый день по пять часов. Если у меня напряженный график, если я в пути, то эти молитвы мне приходится прочитывать быстрее. Когда я читаю молитвы, я испытываю счастье. Потом я встречаюсь с людьми. Если я могу сделать что-то полезное для них, я испытываю такое же счастье... Что касается празднований и церемоний, для меня это не так интересно. Но, конечно, я ценю, когда люди меня поздравляют с днем рождения. Мне будет приятно, если в мой день рождения обо мне вспомнят в России. На протяжении многих столетий ученики из буддийских регионов России, из Калмыкии, Бурятии, Тувы приезжали в Тибет учиться. Многие из них стали видными учеными и философами. Был длительный период, когда я мог встречаться с этими людьми только в Америке или Франции, где проживали люди, покинувшие Советский Союз. Потом постепенно я стал посещать вашу страну. Сейчас в России более открытое общество. Даже и с буддийской точки зрения. Может быть, кто-то из россиян захочет выпить в мой день рождения. Что у вас пьют, водку? В таком случае, пожалуйста, не пейте слишком много.

СПРАВКА
ТЭНЗИН ГЬЯЦО родился в тибетской семье скотоводов 6 июля 1935 года, через два года после смерти далай-ламы XIII. По буддийскому учению о реинкарнациях (перевоплощениях) душа умершего далай-ламы переселяется в ребенка, который становится следующим духовным главой буддистов. В 1937 году поисковая экспедиция тибетских монахов, которая испытала уже множество кандидатов, нашла мальчика. Ни о чем не подозревая, ребенок опознал показанные ему вещи покойного далай-ламы, выбрав их среди других, посторонних, предметов. Вскоре он был провозглашен главой теократического государства Тибет, которое с 1911 года, после крушения Цинской империи, вновь по международным нормам обрело независимость, а также главой буддистов всего мира и очередной инкарнацией Будды.

В 24 года Его Святейшество сдавал экзамены в древнем монастыре, основанном в 641 году. Их принимали 30 ученых в присутствии 20 тыс. монахов. Далай-лама блестяще сдал экзамены, получив звание доктора богословия. В 1949 году войска коммунистического Китая заняли страну с 6-миллионным населением, объявив Тибет исторической частью КНР. Спустя десять лет в столице Тибета Лхасе вспыхнуло восстание. Людей расстреляли танки и артиллерия, далай-лама вынужден был просить политического убежища в Индии. За ним по горным тропам последовали 130 тыс. тибетцев. Поток беженцев не иссякает до сих пор, в Тибете погибли 1,2 млн. человек, разрушенными оказались 6 тыс. древних монастырей.

В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признала право тибетского народа на самоопределение и призвала КНР прекратить нарушения прав человека в Тибете. В 1992 году Международный трибунал в Страсбурге постановил, что присутствие китайцев в Тибете надо рассматривать как оккупацию. Но все эти призывы, как и многие личные инициативы далай-ламы, Китай оставляет без внимания. В КНР далай-лама объявлен государственным преступником. За хранения его изображения монахи в Тибете получают три года тюремного заключения.

В городе Дхармсала на Севере Индии постоянно пребывает правительство Тибета в изгнании. Здесь духовный лидер буддистов провозгласил политику «ненасильственного сопротивления», что принесло ему широкую известность и способствовало распространению буддизма. За свою миротворческую деятельность в 1990 году далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира.
www.newizv.ru, Оксана Семенова
Дхармсала – Дели


Похожая новость:


Далай-лама встречается с вновь прибывшими тибетскими беженцами

В начале аудиенции Его Святейшество читает список прибывших беженцев, где указывается общее число беженцев, в какие монастыри в изгнании будут направлены прибывшие монахи и в каких школах тибетского сообщества в Индии будут учиться дети и подростки, а также, сколько человек, пришедших для личной встречи с Далай-ламой, затем вернутся в Тибет. В силу того, что перевод был кратким, здесь приводятся только основные мысли:

«Я рад приветствовать всех вас в свободной стране. Жизнь каждого отдельно взятого тибетца для нас поистине драгоценна, и потому, находясь в Индии, вы должны заботиться о себе и очень внимательно относиться к своему здоровью. Климат Индии разительно отличается от климата Тибета. В Тибете можно оставлять приготовленную пищу на несколько дней, здесь же она портится очень быстро. Поэтому не ешьте несвежую пищу и аккуратно подходите к выбору воды, которую вы пьете. В Индии она совсем не такая, как в Тибете.

Китайцы нередко отзываются о тибетцах как об отсталом народе. И эта отсталость приписывается нам не потому, что мы недостаточно развиты с духовной или религиозной точки зрения. Наши священные тексты и духовные знания – это то, чем мы по праву можем гордиться. Однако мы действительно отстаем в плане современного образования. Именно поэтому те из вас, кто пришел в изгнание учиться, должны очень серьезно подойти к своему обучению. Та система образования, которую мы сумели создать в изгнании, возможно, она не является совершенной, но все же это предмет нашей гордости. Выпускники наших учебных заведений продолжают образование в высших учебных заведениях Индии и других стран мира и достигают успеха. Это говорит о том, что в нашем народе есть большой потенциал к современному образованию. Однако вы должны правильно понимать мои слова, я не призываю вас полностью забыть о традиционном тибетском (прежде всего, монастырском) образовании и направить все усилия на образование современное. Нет, скорее, я говорю о сочетании этих двух подходов.

Отличительной чертой тибетской культуры и религии является наше сострадание. Это качество проявлено в нас с самого рождения и, быть может, в большей степени, чем у некоторых других народов. У китайцев, например, есть блюдо - мозг обезьяны. Они раскалывают черепную коробку еще живой обезьяны и поедают ее еще горячий мозг. Это явное свидетельство недостатка сострадания. Сострадание – это лучшее, что у нас есть. Мы должны пестовать и лелеять это драгоценное качество.

[Его Святейшество также вспомнил недавний случай, когда он летел на самолете в Сикким. Вместе с ним в самолете оказалась австралийская пара. Неожиданно к Его Святейшеству подлетел комар, он тотчас же отогнал его, и комар направился в сторону австралийки. Не думая ни секунды, она убила насекомое. Увидев это, Его Святейшество сказал ей всего несколько слов, и она пообещала, что впредь никогда не будет убивать насекомых].

Многое меняется в современном мире, и Китай – не исключение. Китайцы всё чаще проявляют интерес к духовному развитию, и когда это происходит, они нередко обращают свои взоры в сторону Тибета. Китайцы приезжают сюда, в Дхарасалу, чтобы выразить свое сочувствие и симпатию, поэтому вы должны быть уверены в том, что позитивные перемены не за горами.

Бурное экономическое развитие в Китае не вызывает сомнений, однако здесь мы должны проявлять осторожность. Возьмем, например, новую железную дорогу, которая впервые соединила Китай и Тибет. Большую озабоченность мы испытываем при мысли о том, что эта дорога может быть использована лишь для того, чтобы привезти в Тибет новых китайских переселенцев и вывезти из Тибета в Китай наши природные ресурсы.

Обращаясь к монахам, пришедшим учиться в тибетские монастыри в изгнании, Его Святейшество сказал, что они должны помнить о том, что являются последователями традиций древнеиндийского монастырского университета Наланда, известного на всю Азию своими выдающимися учеными, учителями и многотомными библиотеками. Этот монастырь был разрушен во время мусульманского нашествия, однако к тому времени его ученые успели передать свои богатейшие знания тибетцам. Таким образом, сегодня именно тибетцы являются подлинными хранителями буддийской философской традиции древней Индии.

Тибетские монахи должны помнить об этом, упорно трудиться, изучать это великое философское наследие. Они не должны ограничиваться изучением одних только молитв и ритуальных практик, их главная задача – постижение буддийского канона: Кагьюра (собрания учений Будды) и Тенгьюра (свода комментариев, составленных выдающимися философами Индии).

По окончании аудиенции Его Святейшество вручил каждому беженцу конверт с изображением Ченрезига, Будды безграничного сострадания. Прежде Далай-лама вручал беженцам свою фотографию, к которой они относились как к священной реликвии. Однако в силу того, что на территории Тибета запрещено хранить портрет Далай-ламы, многие из тех, кто возвращался с этим портретом домой, подвергались преследованиям со стороны китайцев. Тибетцы считают Далай-ламу воплощением Будды Сострадания, и потому, чтобы не подвергать риску свой народ, Его Святейшество в последние годы вручает паломником живописное изображение Ченрезига.


<<< Предыдущая новость || Следующая новость >>>
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
User Info
Логин

Пароль



ПользователейПользователей:0
ГостейГостей:47
ВсегоВсего:47
Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 894
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 28.03.17

Калмыкия 17.11.2012
В жестоком современном обществе всемирное женское ... >>>

История, религия 11.02.2011
Он оберегал родных, никогда ни словом не обмолвилс... >>>

Калмыкия 05.02.2011
Как правило, маленькие, но гордые республики, стар... >>>

Общие 13.12.2010
На сегодняшний день рынок Калмыкии можно считать н... >>>

Реклама партнеров
Главная | Статьи | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь
Kalmyk Portal