Калмыцкий Портал
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Анкета | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Главная
Статьи
Фотогалерея
Дневники
Группы
Файлы
Игры

Опросы

Загрузить фото
Добавить статью

Поиск по сайту
Правила Портала
Рекомендовать
Обратная связь
Modules
ГлавнаяГлавная
ФорумФорум
AccountAccount
PogodaPogoda
RulesRules
Добавить новостьДобавить новость
ИнформерИнформер
Каталог файловКаталог файлов
НовостиНовости
Обратная связьОбратная связь
ОпросыОпросы
Поиск по сайтуПоиск по сайту
РекомендоватьРекомендовать
СтатьиСтатьи
Комментарии
08.12.2012 Джунгар
Поздравляю Вас всех с этим светлым праздником! Жел...

08.12.2012 Аргун
Поэтому проходила мимо тут тема Казахско- Джунгар...

01.12.2012 ten3235.t@yandex.ru
Советская история (в ныне действующей) истории - в...

11.11.2012 Бакши Джамба
К калмыцким неофитам (будем так говорить) я выношу...

01.11.2012 Гость
У нас в Монголии таких японцев много они почем...

25.08.2012 Ерлан
А на счет Калмыков.Этот народ как известно ...

13.07.2012 Гость
вообще-то предки Сигала по отцовской линии приехал...

28.06.2012 ten3235@yandex.ru
Сибирские калмыки... Да, это, действительно,траге...

18.06.2012 Хальмг
лучше бы греция из кризиса вышла,хреновенько у вас...

Архив новостей

История, религия

Калмыцкое искусство на Алтае

Певица Амуланга Азыдова вернулась с Алтая с победой. Ей довелось участвовать не в одном, а в нескольких конкурсах.

- Амуланга Санджиевна, вашу поездку на Алтай можно назвать случайностью?

- Я считаю, что в нашей жизни ничего случайного не бывает. Все предопределено и спланировано. Об Алтайском крае, красоте его природы часто слышала от родителей, которые жили здесь в ссылке. Они рассказывали, как проходила их молодость в селе Старо-Алейка Третьяковского района. Мой отец Санджи Камолович и мама Мария Горяевна познакомились в Алтайском фае, женились, там родился мой старший брат Василий.
Я часто представляла себе Алтай во всей его красе. И когда мне удалось принять участие в VI межрегиональном фестивале композиторов, который проходил на берегу чудесного озера Иткуль, я увидела прекрасную березовую рощу, ощутила воздух, которым дышали наши предки, кочевавшие здесь в прошлые века.

На фестивале было представлено 56 композиторов и исполнителей из Новосибирской, Омской, Тюменской, Кемеровской областей, Алтайского края, Республики Калмыкия и города Москвы. Понимаете, какая это высокая ответственность. Нужно было так передать песни композитора Андрея Эрдниева «Дурн цаhан ah» («Любовь - белая царица») и «Дурн урдк кевтэн», чтобы через эти песни зрители и участники фестиваля могли узнать о красоте нашего степного края, о нашем народе. И насколько мне удалось затронуть сердца строгого жюри свидетельствует диплом лауреата конкурса «Песни Иткульского лета».

- Какие впечатления у вас оставил этот фестиваль этнической музыки?

- Интересно было побывать впервые на фестивале, в котором участвовали самобытные композиторы из многих регионов России. Среди них был Олег Иванов, автор ряда песен группы «Любэ», который дал высокую оценку нашему труду.

От участников фестиваля я узнала о Республике Алтай, которая находится недалеко от той местности, в которой проходил наш музыкальный форум. И мне, как певице, проехавшей более двух тысяч километров, было бы непростительным не посетить землю, где проживают алтайцы, народ, похожий на калмыков. И почти сразу у меня созрела мысль поехать в эту республику, познакомиться с обычаями, культурой алтайского народа.

ОТ ФЕСТИВАЛЯ К ФЕСТИВАЛЮ

Приехав в Горно-Алтайск и побывав в министерстве культуры, я получила предложение поучаствовать в VII Международном фестивале этнических культур «Живая вода», который проходил 16-18 июля этого года. Организаторами фестиваля выступили АНО «Культурная пропаганда» при содействии Министерства культуры РФ, под патронажем Полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе, министерства культуры и кино Республики Алтай, администрации Чемальского района республики. Программа фестиваля была очень насыщена выступлениями артистов, спортивными играми, мастер-классами, прошла демонстрация фильмов «Боги Ямала», «На другом берегу», «Путь к святилищу». Свое самобытное искусство показали артисты из Японии, вокально-инструментальные группы «Волга» (г. Москва), «Сиберия», «Тала», «Алтай Кай» (Республика Алтай). Все мероприятия проходили под открытым небом, на Кузлинской поляне.
Но это еще не все. Мне несказанно повезло. Дело в том, что с 22 по 26 июля недалеко от села Улаган проходил I Международный курултай сказителей. Сюда приехали сказители из Хакасии, Тывы, Республики Алтай, Азербайджана, Казахстана, Монголии, Японии. Древнее искусство горлового пения сказителей из этих стран и республик на протяжении трех дней покоряло слушателей. Глубокое впечатление оставили в моей душе встречи с такими личностями, как кайчи (сказитель) Болот Байрышев, певец Карыш Киргилов.

СЛОВО ОБ АЛТАЕ

- Алтай для многих остается загадкой. И по сей день здесь есть места, где не ступала нога человека. Какова она, сила и красота дикой природы?

- Это уникальная природа, ее не опишешь в полной мере словами, ее нужно зрительно созерцать и чувственно ощущать. Однако человеку свойственно выражать увиденное и прочувствованное в словах. Другой вопрос, в каких?

«Я схватил альбом, но рука дрожала, - вспоминал о своем путешествии в горы еще в позапрошлом веке петербургский художник Е. Е. Мейер. - Мне казалось, я вижу живого Бога со всею его силою, красотою... Со скал, прорывая облака, катились водопады...
Заходящее солнце чудно освещало этот дико-величественный вид... Нет, воображение человека не может представить себе что-нибудь подобное! Это музыка природы! Кто передаст ее?»
Красота Алтайского края не оставляет равнодушным ни одного человека. Алтай - это горная поэтика природы и ключ к ее описанию - возвышенный слог, проистекающий из возвышенных чувств, наполняющих человека. «Какими красками опишу тебя я, мой славный Алтай, и какою линией очерчу твой стан, - размышлял в свое время выдающийся алтайский художник Г. И. Чорос-Гуркин. - Уподоблю тебя могучему зеленому кедру! Вот он, пышный, широко разросся во всю ширь и мощь, удало развернул свои ветви на свободе! Крепко цепляясь корнями по расселинам черных скал, взбежал он до грани холодных облаков. И там, на просторе, вблизи вечных снегов, где одни лишь туманы гуляют, там он любит свободно качаясь по ветру, вести с буйным ветром беседу. Таков ты, мой любимый Алтай!»

ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА АЛТАЯ - ГОРДОСТЬ РОССИИ

На Алтае открыты таинственные росписи Каракольской культуры эпохи бронзы, фантастические композиции из солнцеголовых и звериноголовых существ. Грандиозные каменные курганы вождей Пазарыка, Туэкты, Шибе, Башадара, оледеневшие на века усыпальницы, сохранившиеся до наших дней мумии, сопровождающие их предметы. На Алтае найдены десятки тысяч наскальных рисунков, сотни каменных изваяний древнетюркской эпохи, вековых свидетелей сложения в Центральной Азии тюркского мира.

Да, именно на Алтае, в широком понимании этого слова, зародилась древнетюркская цивилизация. Ныне здесь проживают алтайцы, потомки тех древних племен, которые закладывали основу тюркского мира. Долгий исторический путь прошел Алтай в своем развитии, входя в состав I и II тюркских регионов, Монгольской империи, Джунгарского ханства.

АЛТАЙЦЫ И КАЛМЫКИ: У НАС МНОГО ОБЩЕГО

- Вы рассказали об истории древнего края. А что представляет собой Республика Алтай сегодня?

- Это многонациональная республика, коренное население - алтайцы. В столице Горно-Алтайске проживает 55 тысяч человек. Культурная жизнь здесь бьет ключом. Есть прекрасные краеведческий музей, Национальный театр. Государственный оркестр народных инструментов, Алтайская студия мальчиков, другие творческие коллективы и культурные центры.
Алтайцы соблюдают традиции и обычаи, народ очень гостеприимный. Пьют алтайский чай, рецептура и технология приготовления которого точно такая же, как и у калмыцкого чая. Варят махан-шелтяган, жарят борцоки, всеми этими блюдами угощали участников курултая сказителей.

- Народные музыкальные инструменты имеют сходство с калмыцкими?

- Да, у них тоже играют на ятхе, топшуре (домбре). Я нашла также немало сходных слов в алтайском и калмыцком языках, причем, произносимых одинаково.

- Вам довелось встретиться на Алтае с калмыками?

- Да, здесь живут калмыки, оставшиеся во время ссылки. Они создали семьи, Алтай для них стал второй родиной. Их дети сегодня занимают ключевые посты в республике. Так что мы можем ими гордиться. Это министр МВД генерал Юрий Константинович Валяев, начальник управления «Алтайавтодор» Василий Иванович Пиряев, главный врач Юрий Азаев, более тридцати лет руководивший здравницей Белокуриха - ОАО «Санаторий «Алтай-WEST». В Белокурихе отдыхал и Президент РФ Владимир Путин. Талант врача, профессионализм Юрия Лиджиевича не остались незамеченными и недавно Азаева забрали в Москву.

Земляки встретили меня очень тепло, интересным было общение с их семьями. Мне постарались показать достопримечательности республики. Я совершила экскурсию по зарыкским курганам, посетила краеведческий музей, побывала на закрытии театрального сезона. Алтайские, актеры передавали привет актерам Калмыцкого национального театра и высказали пожелание приехать в Калмыкию и выступить на сцене нашего театра.

- Амуланга Санджиевна, вы стали лауреатом VI регионального фестиваля «Иткульское лето» в Алтайском крае, дипломантом двух Международных фестивалей, проходивших в Республике Алтай. Вас можно назвать первой ласточкой в деле укрепления дружеских и культурных взаимосвязей между Калмыкией и Алтаем. Какие видятся перспективы и планы в этом плане?

- Алтайский народ, конечно, интересуется жизнью Республики Калмыкия. Мои выступления на двух фестивалях в этой республике вызвали неподдельный интерес у алтайского зрителя. Мною заключен договор на будущий год на проведение гастролей по Республике Алтай. И я думаю, что наши республики должны сотрудничать в области культуры и искусства.

Состоялся разговор с министром культуры И. Белековым, который выразил желание приехать в Калмыкию, встретиться с министром культуры РК А. Манджиевым для подписания соглашения о взаимном сотрудничестве. В конце сентября Иван Итулович Белеков приедет к нам на Джангариаду.

«Хальмг унн», Байрта Селеева


Похожая новость:


Народ без своей культуры – лишь население

На днях Национальный оркестр Калмыкии приобрел девять эксклюзивных домбр, сделанных известным гитарным мастером из Кисловодска Николаем Игнатенко. Событие, на первый взгляд, рядовое. Но только на первый взгляд.

Насколько оркестровые калмыцкие домбры будут отвечать нашим требованиям, во многом зависит от заинтересованности всех, кому небезразлично дальнейшее развитие музыкального искусства нации. Поэтому мы посчитали пополнение в оркестре прекрасным поводом поговорить о всенародно любимом инструменте с главным дирижером Национального оркестра Калмыкии Владимиром Карпенко.

- Владимир Викторович, почему домбры заказали мастеру из Кисловодска?

- В силу различных причин республика осталась без своих музыкальных мастеров. Предпринимались кое-какие шаги для налаживания производства инструментов в 80-х - 90-х годах, да и только. Теперь нам остается довольствоваться тем, что есть. Но без совершенствования инструментария музыкальное искусство развиваться просто не может. Мы не находимся в сфере европейской культуры и не можем пользоваться тем, что имеет, скажем, симфонический оркестр. Нам надо фактически заново создавать современное музыкальное исполнительское искусство Калмыкии на основе того богатства, которое у нас есть.

Нынешний день требует новых инструментов. Национальных по своей сущности, по своей природе, но современных по технологии изготовления. Это задача ближайшего будущего. У нас достаточно профессиональных коллективов - Национальный оркестр, "Тюльпан", "Ойраты"; работают музыкальные школы, училища... То есть потребность в хороших домбрах, товшурах достаточно острая.

Еще недавно существовала практика завоза инструментов из Монголии. Однако там сложились свои, отличающиеся от наших, традиции. К тому же в этой стране нет музыкальной промышленности. За исключением некоторых инструментов, они сами весь инвентарь закупают в Китае. До нас же доходит ширпотреб. Наши музыкальные школы наводнили некачественные мёрин хуры, йочины, хучиры, духовые инструменты. Был опыт сотрудничества с казахами, но их домбры также не отвечают требованиям профессиональных коллективов.

При этом в России есть мастера. Наши, российские, знающие культуру народов своей страны. Просто нужно найти того, кто применил бы свои знания, талант с пользой для искусства Калмыкии. Задача не из легких. По большому счету, настоящих мастеров остались считанные единицы...

Как часто бывает, помог случай. В Кисловодске, совсем недалеко от нас, живет гитарный мастер Николай Игнатенко. Мне удалось познакомиться с ним. Он лауреат всероссийских и международных конкурсов. Его инструменты пользуются спросом как в России, так и за рубежом. Клиенты Игнатенко - музыканты с мировым именем.

Мы долго налаживали контакт, вели переговоры и, в конце концов, сумели заинтересовать столь известного специалиста. Он приезжал к нам, ознакомился с нашей музыкальной культурой и пришел в восторг от калмыцкой домбры. Назвал ее удивительным инструментом со своим голосом, звучанием, отличающимся от любого другого. Игнатенко согласился разработать новое поколение калмыцкого инструментария и, что немаловажно для нас, взялся обучать своему искусству известного нашего музыканта, заслуженного артиста Калмыкии Баатра Чоянова.

На сегодня результаты таковы: мастер из Кисловодска сделал коллекцию из двенадцати инструментов для оркестра. Мы приобрели ее поэтапно. В этом году, благодаря поддержке Председателя правительства РК Анатолия Козачко, наш коллектив закупил самую крупную партию. Сейчас домбровая группа у нас практически укомплектована.

- Что отличает домбры Игнатенко? Какую лепту этот мастер может внести в развитие нашего музыкального искусства?

- Мне трудно говорить об инструментах словами - нужно послушать. Сейчас мы как раз работаем над тем, чтобы представить программу именно домбровой музыки. Постараемся познакомить наших слушателей не только с исполнителями, репертуаром, но и с новыми инструментами, которые сами по себе вдохновляют, заставляют стремиться к новым высотам. Домбры действительно уникальны: у каждой свой голос. В ансамбле их звук становится ярким, разнообразным по своей насыщенности, будто вобравшим в себя запах степных трав.

Музыкальный мастер - это не просто ремесленник. Он в первую очередь философ, с собственным представлением о своем искусстве. Многие представляют природу инструмента, догадываются, каким должен быть его звук, но то, как это воплотить на практике, знают только истинные мастера. Игнатенко, на мой взгляд, сразу почувствовал, уловил звучание инструмента. Домбры сделаны из ценных пород, это потрясающе красиво - и отделка, и вообще дизайн... Они без преувеличения достойны демонстрации на выставке и представляют не только музыкальную, но и художественную ценность. Мне кажется, республика, наконец, получила достойную коллекцию.

Однако мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В наших планах укомплектовать оркестр товшурами. Процесс создания инструментов достаточно трудоемок, но, я надеюсь, в конце года наш коллектив будет иметь и эти инструменты, выполненные на столь же высоком уровне. При удачном стечении обстоятельств уже в ближайшее время завершится инструментальная реорганизация ансамбля. В результате мы получим оригинальный национальный оркестр. Не монгольский, не русский, не европейский, а именно калмыцкий оркестр. Кроме того, мы очень рассчитываем на Баатра Чоянова. Он уже изготавливает неплохие домбры. Они вполне отвечают нашим требованиям. В скором будущем из него получится хороший мастер: желание у Баатра есть, талантом природа не обделила. Он виртуозный музыкант и тонко чувствует домбру, что, несомненно, поможет ему совершенствоваться на новом поприще.

А вообще нам пора создавать специальный центр, который бы регулировал все процессы, происходящие в нашей музыкальной культуре. Открыть мастерскую для ребят, желающих в первую очередь творить, а не просто зарабатывать деньги. Ведь настоящий мастер больше всего заботится о своем добром имени. Взять того же Игнатенко. Первые домбры он отдал нам без всякой предварительной оплаты, под честное слово. Только спустя полгода мы начали с ним расплачиваться. И если бы не поддержка главы правительства Анатолия Козачко, мы могли потерять все контакты.

- Как быть сельским клубам, школам, тем, кому тоже требуется инструмент, но подобная материальная поддержка "не светит"?

- Мы запланировали в этом году провести фестиваль калмыцкой домбры. Показать ее на этом празднике во всех ипостасях, как национальную гордость, как инструмент, символизирующий нашу культуру, инструмент, носитель традиций, влияющий на исполнительскую технику, композиторскую школу. Ведь без домбры не возможно представить в Калмыкии ни один праздник, ни один концерт. Это символ нашей культуры. Через этот инструмент дети начинают знакомиться с культурой своего народа.

По нашей задумке ориентировочно на Зул в Элисте состоится большой гала-концерт, куда будут приглашены самодеятельные исполнители со всех концов республики. В каждом районе есть очень интересные музыканты, которым редко представляется случай выступить перед широкой аудиторией. Пригласим танцоров, певцов, организуем выставку, где будет наглядно представлена история домбры, ее эволюция. Кроме того, хотелось бы собрать мастеров-самоучек, которые всегда у нас снабжали большую часть населения инструментом.
Таковы планы. Очень надеюсь, что все сбудется, хотя планировать сейчас трудно: многое зависит от обстоятельств.

Теперь непосредственно к вопросу. Прежде всего, нам нужна модель, конструкция инструмента. Вот, допустим, автомобили: существует определенная модель, а там уже каждый, исходя из толщины своего кошелька, думает, делать ли ему тюнинг или обойтись вариантом, сошедшим с конвейера. Так и с домброй: должна быть базовая конструкция, эталон, на который можно ориентироваться, а цена ее будет колебаться в зависимости от дороговизны материала: если сельскому клубу не по карману дорогой инструмент, он заказывает такой же, но из пород дерева, на которые хватит денег.

Что касается цен... Времена изменились. Если в советское время государство за счет дотаций искусственно занижало стоимость музыкального инвентаря, и каждому было по карману приобрести, например, скрипку хорошей иностранной фирмы, то теперь мы должны понимать: дешевых инструментов не бывает. Это я утверждаю как профессионал. Поэтому хотелось бы обратить внимание руководителей хозяйств, школ: культура нуждается в вашей материальной поддержке. Люди, оторванные от своей культуры, - это не народ. Это население.
«Известия Калмыкии», Бадма Бюрчиев


<<< Предыдущая новость || Следующая новость >>>
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
User Info
Логин

Пароль



ПользователейПользователей:0
ГостейГостей:47
ВсегоВсего:47
Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 894
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 22.11.17

Калмыкия 17.11.2012
В жестоком современном обществе всемирное женское ... >>>

История, религия 11.02.2011
Он оберегал родных, никогда ни словом не обмолвилс... >>>

Калмыкия 05.02.2011
Как правило, маленькие, но гордые республики, стар... >>>

Общие 13.12.2010
На сегодняшний день рынок Калмыкии можно считать н... >>>

Реклама партнеров
Главная | Статьи | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь
Kalmyk Portal