Калмыцкий Портал
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Анкета | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Главная
Статьи
Фотогалерея
Дневники
Группы
Файлы
Игры

Опросы

Загрузить фото
Добавить статью

Поиск по сайту
Правила Портала
Рекомендовать
Обратная связь
Modules
ГлавнаяГлавная
ФорумФорум
AccountAccount
PogodaPogoda
RulesRules
Добавить новостьДобавить новость
ИнформерИнформер
Каталог файловКаталог файлов
НовостиНовости
Обратная связьОбратная связь
ОпросыОпросы
Поиск по сайтуПоиск по сайту
РекомендоватьРекомендовать
СтатьиСтатьи
Комментарии
08.12.2012 Джунгар
Поздравляю Вас всех с этим светлым праздником! Жел...

08.12.2012 Аргун
Поэтому проходила мимо тут тема Казахско- Джунгар...

01.12.2012 ten3235.t@yandex.ru
Советская история (в ныне действующей) истории - в...

11.11.2012 Бакши Джамба
К калмыцким неофитам (будем так говорить) я выношу...

01.11.2012 Гость
У нас в Монголии таких японцев много они почем...

25.08.2012 Ерлан
А на счет Калмыков.Этот народ как известно ...

13.07.2012 Гость
вообще-то предки Сигала по отцовской линии приехал...

28.06.2012 ten3235@yandex.ru
Сибирские калмыки... Да, это, действительно,траге...

18.06.2012 Хальмг
лучше бы греция из кризиса вышла,хреновенько у вас...

Архив новостей

История, религия

«Мир становится лучше и добрее»

Биографическая справка

С XV века далай-ламы являлись главными религиозными лидерами Центральной Азии и всего Гималайского района. Далай-лама был главой Тибета в те периоды, когда он получал независимость. По буддистскому учению об инкарнациях душа умершего далай-ламы переселяется в ребенка, который становится следующим далай-ламой. Поэтому все далай-ламы носят фамилию Гьяцо. Далай-лама XIV Тенцзин Гьяцо (при рождении его звали Лхамо Тхондуп, что означает "Богиня, исполняющая желания") появился на свет 6 июля 1935 года в семье тибетских крестьян через два года после смерти предыдущего правителя. Только в 1937 году специальная поисковая группа, которая испытала уже множество кандидатов, нашла маленького Лхамо. Ни о чем не подозревая, мальчик опознал вещи покойного далай-ламы. Вскоре он был провозглашен главой буддистского теократического государства, которое с 1911 года после крушения Цинской империи вновь по всем международным нормам было независимым.

В программу обучения далай-ламы входили "пять больших" (логика, тибетское искусство, санскрит, медицина, буддистская философия) и "пять малых" (поэзия, музыка, драматическое искусство, астрология и риторика) наук. В 24 года Его Святейшество сдавал экзамены в монастыре, который был основан в 641 году. Экзамены принимали 30 ученых в присутствии 20 тысяч монахов. Особенно сложным считался философский диспут с 15 теологами. Далай-лама блестяще сдал экзамены и получил звание доктора богословия.

В 1949 году войска коммунистического Китая заняли страну с 6-миллионным населением, объявив Тибет исторической частью КНР. Далай-лама был назначен на символический пост вице-президента постоянного комитета, однако во всем подчинялся китайскому губернатору. В 1959 году в столице Лхасе вспыхнуло восстание. Людей расстреляли танки и артиллерия, а далай-лама вынужден был просить убежища в Индии. За ним горными тропами последовали 130 тысяч тибетцев. Поток беженцев не иссякает до сих пор, в Тибете погибло 1,2 млн человек, разрушенными оказалось 6 тысяч древних монастырей.

В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признала право тибетского народа на самоопределение и призвала КНР прекратить нарушение фундаментальных свобод и прав человека. В 1965 году Генеральная Ассамблея ООН подтвердила это решение. В 1992 году Международный трибунал в Страсбурге постановил, что присутствие китайской администрации в Тибете следует рассматривать как его оккупацию. Но все эти призывы, как и многие личные инициативы далай-ламы по решению проблемы Тибета, Китай оставляет без внимания.

В городе Дхармсала на севере Индии основано правительство Тибета в изгнании. Духовный лидер буддистов провозгласил политику "ненасильственного сопротивления". Эта тактика принесла ему широкую известность и популярность на Западе, способствовала распространению буддизма. Режиссер Бернардо Бертолуччи снял про детские годы далай-ламы фильм "Маленький Будда", получивший "Оскара", а в 1990 году далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира. В КНР же он был объявлен государственным преступником. Только за хранение его изображения монахи в Тибете получают три года тюремного заключения.

Недавно в Дели Его Святейшество далай-лама XIV дал аудиенцию корреспонденту "Известий" Сергею ЛЕСКОВУ и ответил на вопросы нашей газеты.

- Прошло уже больше полувека после того, как Китай овладел Тибетом. Вы не признаете насилия ни в каком виде. Но можно ли одной только мирной борьбой добиться независимости? Часть тибетской оппозиции, особенно из числа молодежи, которая не хочет ждать еще 50 лет, может взять в руки оружие.

- Я категорически против этого. Решение тибетской проблемы, в этом я убежден, лежит в области морали, мирных методов без пролития крови. Когда Тибет оставался в полной изоляции, о нем в мире знали очень мало - только то, что это самая высокогорная страна. До сих пор правдивой информации о Тибете немного. Китайская администрация распространяет только политически мотивированную, некорректную информацию. Но ведь и Россия недавно тоже была изолирована от мира. А сейчас интерес к тибетской духовной культуре, к истории, к природе растет во всем мире. И во всем мире, в том числе в России, создаются группы поддержки независимости Тибета. Меняется отношение к проблеме Тибета и у китайской интеллигенции. Если бы мы убивали людей, поддержки бы не было.

- В последние годы напряженность в мире растет. Некоторые политологи считают, что мир вступил в новую мировую войну. Как оцениваете эти изменения вы, лауреат Нобелевской премии мира?

- Прежде всего, мир становится меньше. Если что-то случилось в одной части планеты, обвал в экономике, экологическая катастрофа, масштабная эпидемия вроде СПИДа или атипичной пневмонии, опасность угрожает каждому. Мир стал един, мир стал теснее, каждый должен осознавать это. Понимание другого человека, уважение к его мнению в современном мире приобретают все большее значение.

Принцип соблюдения прав человека становится универсальным. И право на сохранение культуры имеют даже отсталые племена. Культура может быть не особенно продвинутой, но их права от этого меньше не становятся. Несмотря на некоторые недостатки, демократия - это лучшая система устройства общества.

Если общество стремится к сохранению демократии, оно обязано обеспечить свободу информации. Но журналисты иногда стремятся показывать лишь негативные вещи, забывая о сострадании. А ведь когда случаются трагедии в Дели, Нью-Йорке, Мадриде или в Москве, многие проявляют искреннюю заботу о попавших в беду. Надо говорить всю правду о плохом, но надо показывать выход из плохого к хорошему. У людей должна быть уверенность в будущем. Но люди, исходя из газет и телевидения, где видят лишь насилие, думают, что мир становится хуже. Но это обманчивое впечатление. Я чувствую, я знаю, что мир становится лучше и добрее. Если бы мир становился хуже, нам не стоило бы больше беспокоиться о человечестве. Но ведь это не так. Честное слово!

- Ваше Святейшество, вы сами смотрите телевизор, пользуетесь интернетом?

- Думаю, что интернет - очень хорошая вещь. Он не признает никаких границ и пока свободен даже в тех странах, где власти налагают ограничения на другие средства информации. Но я лично не пользуюсь интернетом. По телевизору смотрю новости и люблю программы о природе и животных. Это очень полезно. Именно у природы мы можем научиться многим полезным вещам.

- Жестокость и насилие становятся чуть ли не новой мировой религией. В то же время буддизм остается едва ли не единственным учением, которое в принципе отрицает насилие и декларирует сострадание и всепрощение. Может быть, буддизм безнадежно устарел? Или, наоборот, именно буддизм спасет мир?

- Есть простое правило: что бы мы ни делали, надо всегда помнить о той боли, которую могут принести наши действия другому человеку. Я придерживаюсь трех обязательств, трех убеждений. Первое: я - человеческое существо на планете Земля. Человек - наиболее развитое животное на планете. Мы обладаем разумом, и мы создаем правила для этой планеты. Но на человеческую сущность влияют негативные эмоции, и мы должны уметь управлять ими посредством разума, предлагать позитивные решения. Поэтому одной из базисных норм является забота о другом человеке и сострадание к нему. Ведь даже некоторые животные выживают только потому, что заботятся друг о друге. Хотя черепаха, к примеру, отложив яйца, навсегда забывает о своих детях. Если молодая черепашка встретит свою мать, не думаю, что у них пробудятся какие-то особенные чувства. А за ребенком надо ходить несколько лет - гораздо дольше, чем за детенышем любого другого вида. Человеку нужна забота больше, чем любому живому существу. Люди испытывают друг к другу привязанность и иначе выжить не могут. Это одно из ключевых понятий гуманизма независимо от того, какой на дворе век. И это мое первое убеждение.

Второе: я буддист. И как верующий человек, на моем уровне ответственности я в ответе за распространение той гармонии, которую несет буддизм.

И третье: я тибетец. Более того, я далай-лама. Тибетцы внутри страны и вне ее надеются на меня, поэтому я в ответе за них и должен служить им, насколько хватит моих сил. Скоро я начну постепенно отходить от дел. Мне много лет, и пора готовиться к следующему путешествию.

- Перевоплощение случится обязательно в Тибете? Возможно ли ваше перерождение в других странах, например, в России?

- До тех пор, пока Тибет находится под китайской оккупацией, перевоплощение далай-ламы на моей родине невозможно. Оно обязательно произойдет в какой-нибудь буддистской семье. Может быть, и в России. В прежние века далай-ламы рождались и в Монголии, и в Индии. Не исключено, что инкарнация далай-ламы произойдет в женщине.

- В таком случае я хотел бы задать вопрос о российских детях. В нашей стране популярностью пользуется поп-группа "Тату". Недавно было организовано телешоу "Тату в "Поднебесной", то есть фактически у вас в гостях. Две девочки-подростка поют о гомосексуальной любви. Молодежь в восторге, а люди старшего поколения уверены, что такие песни попирают моральные устои. Каково ваше отношение к этой проблеме?

- Как верующий человек, я считаю, что необходимо избегать связи мужчины с мужчиной, женщины с женщиной. Но для неверующих нетрадиционная сексуальная ориентация не является такой уж острой проблемой, которая важна для безопасности семьи или общества. Люди, вовлеченные в гомосексуальную связь, говорили мне, что они чувствуют дискриминацию в обществе, их могут избить, выгнать из семьи. Это чересчур жестоко. Насилие недопустимо. Но современная музыка и кино слишком много обращаются к сексу, включая гомосексуализм. Это неправильно и выглядит как реклама насилия. Немного секса, немного насилия - без этого сегодня жизнь кажется пресной, не так ли? Молодежь впитывает эти идеи, и потому в школьных классах так часто звучат выстрелы. Если молодой человек увидел на экране ружье, то оно может выстрелить в реальной жизни.

Насилие создает много проблем. Отказ от насилия - это долгий путь, требующий внутренней дисциплины, сострадания, терпения. Пусть я монах, но я понимаю, что секс - это часть человеческой жизни. Но крайности всегда приводят к плохим последствиям. В каждой области должно ощущаться присутствие любви и святости. Это касается всех областей человеческой деятельности. Наука, если забывает о последствиях исследований, тоже оборачивается бедой. Проблемой становится и страстное стремление к деньгам. Некоторые компании думают только о прибыли, погрязают в итоге в коррупции, в скандалах. В жизни все взаимосвязано, а люди иногда проявляют ограниченность, смотрят на проблему только с одной стороны.

- Но как же без насилия? Всякое действие - в какой-то мере насилие. Научно-технический прогресс, к примеру, означает насилие над природой.

- Я думаю, что наука и технологии, пока не выходят за рамки разумных границ, не приводят к насилию. Нарушение границ происходит все из-за того же одностороннего подхода. Нельзя, к примеру, производить эксперименты над человеком - это экстремальные проявления науки. Я слышал, в Северной Корее проводят такие опыты. Делали их японцы во время войны, делал Гитлер. Опыты с зародышем или с биологическим оружием недопустимы. О разумных границах иногда забывают и в экономике, используя современные технологии для сведения лесов в Южной Америке или на Тибете. Нельзя думать только о прибыли, забывая о последствиях.

- Над человеком опыты недопустимы. А над животными? Если их запретить, то медицина развиваться перестанет.

- Относительно животных моя позиция основывается на том, что я буддист. Жизнь животного настолько же ценна, как жизнь человека. Я был в Шотландии в университете в Эдинбурге, где делали опыты по клонированию животных. Похожие работы я видел в Америке, в Джорджии. И я сказал ученым: если имеется острая необходимость в опытах над животными - исключение возможно, но все должно быть сведено до минимума. Например, можно экспериментировать над морскими свинками. Но у животных есть права, и я выступаю за соблюдение этих прав. Мы говорим о правах человека, как будто человек на Земле - какое-то исключительное существо только из-за того, что он наделен умственными способностями. Это, безусловно, важное отличие. Именно поэтому мы должны относиться с уважением ко всем животным, всем живым существам, всем деревьям и цветам.

- Современный мир невозможно представить без военных конфликтов. Это печальная реальность. Как быть с правами человека, с состраданием и всепрощением, о которых вы говорите? И разве не бывает случаев, когда только с оружием в руках можно отстоять справедливость?

- Насилие возможно только как альтернатива более жестокому насилию. Бывают ситуации, когда ответное насилие - единственный способ, чтобы остановить насилие. Вторая мировая война спасла западную цивилизацию и демократию. Война в Корее спасла Южную Корею - сравните ее уровень экономики, образования, демократии с Северной Кореей. Если бы не разразилась война, миллионы людей пострадали бы значительно сильнее. Но война во Вьетнаме обернулась глобальной трагедией. Относительно войны в Ираке пока трудно сказать, справедлива она или нет. Будущее покажет, как будет развиваться иракское общество и принесла ли война ему пользу. Бывают неприятности, которые оказываются благодетельными. Благоприятный результат, как бы мы ни сожалели поначалу, оправдывает жесткие меры. В истории много тому примеров.

Но современный мир изменился - и я выступаю против насилия в любой форме. Настоящая проблема насилия в его непредсказуемости. Оно легко выходит из-под контроля и переступает все законы. И я надеюсь, что в будущем войн не будет. Взаимозависимый мир становится меньше, мы должны уважать все экономические и политические системы, чужое мнение, интересы. Через диалог, только через диалог - к взаимопониманию. Это единственный путь! От Австралии до Америки миллионы людей выражают протест против военных действий в Ираке. А раньше, когда одна страна объявляла войну другой, всеобщую мобилизацию встречали с ликованием, люди с гордостью шли на войну.

В 1996 году у меня был разговор с королевой-матерью в Великобритании. Я спросил: видит ли она изменения в мире за целый век, становится мир лучше или хуже? Без колебаний королева-мать ответила: мир стал лучше, чем когда она была молодой, в Англии никто не говорил о правах человека, о праве нации на самоопределение, а сейчас эти понятия стали общепризнанными. И я согласен с этим мнением.

- Если мир становится меньше, то может ли случиться так, что через какое-то время мы получим одно правительство, одну универсальную религию?

- Думаю, что в будущем мир будут населять значительно более умудренные люди, которые осознают свое единство независимо от происхождения или цвета кожи. В понимании гуманизма - да, это будет один народ. Что-то подобное было, мне кажется, в СССР. Но я думаю, что если бы сохранились политические и культурные различия народов, от этого была бы только польза. Все-таки разные культуры, разные религии, разные расы всегда создают проблемы - трудно объединить целый мир в одно государство.

У каждой страны свои особенности, но будущее у всех одно. Думаю, что роль ООН будет возрастать, хотя пока ООН законсервировалась. Самое важное, что ООН - единое тело всех мировых правительств, а не собрание отдельных людей. Среди ученых и политиков становится все больше людей, и я их знаю, которые понимают гуманизм как высшую цель для всего человечества, а не для одного развитого государства. Европейский союз - хороший пример такого объединения. И я надеюсь, что Россия станет важным членом ЕС. Экономически и географически Россия и Европа тесно связаны.

Что касается религии, думаю, будет лучше, если каждая нация будет верить в своего Бога, в которого она верила всегда. В конце концов, все главные мировые религии говорят об одних ценностях. Разница лишь в языке, который ближе одному или другому народу.

- Вы упомянули СССР. Но ведь эта страна бесславно распалась...

- Я не эксперт, но мне кажется, что ваш распад был вовсе не обязателен. В тот момент какая-то конфедерация для народов СССР была вполне возможна.

- Ваше Святейшество, изучение буддистского духовного опыта становится модным. У нас в стране объявить, что умеешь медитировать, - завоевать уважение. И на Западе - та же картина. Ричард Гир, несмотря на все свои богатства, стал буддистом. Совместима ли суетная популярность с основным принципом учения Будды - конечным познанием истины?

- Если человек живет богато, никто не говорит, что он должен раздать имущество и уйти в монастырь. Но аскетизм для познания истины подходит лучше. У меня критический взгляд на суету вокруг буддизма. Мы не знаем, каким было истинное послание Будды. И каков истинный путь трансформации наших эмоций и чувств. Наш духовный опыт ограничен, и многие новообращенные буддисты бессмысленно повторяют мантры на санскрите, стоя утром перед статуей. Это не истинный путь к просветлению. Я заметил, что у таких людей многие молитвы (оm mani padme hum), если их произносить все быстрее, звучат как money, money... Не думаю, что такой духовный опыт хоть сколько-нибудь полезен для познания истины.

Если у человека нет искренней нужды в религии, то и не надо к ней привязываться. Лучше быть просто хорошим человеком. Однажды я говорил с известным чилийским физиком, и он высказал замечательную мысль, что, как ученый, он не должен быть слишком поглощен наукой. Это необычайно точное и глубокое утверждение. Точно так и с религией. Если ты слишком погружен, привязан к своей религиозной традиции, то рискуешь превратиться в религиозного фанатика. Фундаменталисты, а они встречаются не только среди мусульман, но и в других религиях, считают, что любят Бога больше, чем другие люди. И это - так я думаю - просто разновидность религиозного саморазрушения.

Надо сохранять уважение ко всем религиям. Но надо выполнить свой долг: то, во что вы верите, должно быть обязательно вами выполнено в течение жизни. Ваша миссия на Земле должна быть частью вашей жизни. Иного пути к счастью не бывает.

- Последний вопрос. Вы бывали в нашей стране. И к вам в Индию приезжали наши соотечественники. Что бы вы могли сказать русскому человеку?

- Мне кажется, вам надо почаще улыбаться. Вот вы со мной долго разговаривали и ни разу не улыбнулись. А я уже пожилой человек, но умею радоваться жизни. Русские почему-то очень серьезные. Если бы у вас на лицах чаще была улыбка, то и жизнь стала бы легче.

Моя религия проста - доброта

Чтобы быть счастливым, нужно жить как можно проще. Иметь как можно меньше желаний и довольствоваться тем, что есть, - вот главное. Люди часто прилагают огромные усилия, чтобы держать под контролем вещи внешнего мира. Приведу такой пример - контроль над вооружением. Но если мы не в состоянии контролировать свой внутренний мир, то как же мы можем контролировать вооружение, которое относится к внешнему миру? Настоящий контроль за вооружением означает умение держать под контролем свой гнев.

В данный момент я говорю просто как человек, а не как буддист. Я думаю, говорить от имени человека - это самое важное, потому что идеология и религия существуют для людей, а не наоборот. Идеология и религия вторичны. Мы должны понимать, что главное - человечество.

Люди прилагают огромные усилия для освоения внешнего мира, например, для космических полетов. Однако по-прежнему существуют огромные пространства внутреннего мира, которые необходимо изучить. И это обойдется гораздо дешевле!

Люди принимают терпимость за проявление слабости. Мне представляется, что это не так. Гнев имеет источником страх, а страх возникает от слабости. Таким образом, если вы сильны, то в вас будет больше мужества. И именно здесь возникает терпимость.

В глубине души мы должны быть по-настоящему привязаны друг к другу, должны осознавать нашу общую человеческую природу. В то же время мы должны принимать все идеологии и системы как средство для решения всех проблем человечества.

Далай-лама, из книги "Доброта, духовная чистота и понимание"

Яды и драгоценности

Будда учил, что для человека существуют три главные драгоценности и три главных яда.

Три драгоценности:

Не делать зла.
Творить добро.
Очищать разум.

Три яда:

Страстное желание.
Ненависть.
Невежество.

По материалам сайта http://www.bugulma.ws/


Похожая новость:


В идее независимости слишком много эмоций

14-й Далай-лама, духовный лидер тибетских буддистов, вот уже более сорока лет живет в Дхарамсале на севере Индии, где осели несколько тысяч тибетцев. Земное перевоплощение бодисатвы Авалокитешвары, божества Сострадания, он принял вашего корреспондента в своей довольно скромной резиденции в предгорьях Гималаев. Разговор шел, к сожалению, не о религии, не о духовном, не о самосовершенствовании, а о вещах более приземленных, хотя и важных.

- Прошлой осенью я был в Тибете, и у меня не сложилось впечатления, что китайцы собираются его колонизировать, как считаете вы и ваше окружение. Административные работники и специалисты из внутренних районов приезжают в командировки на несколько лет. Другие китайцы, с которыми довелось общаться, уверяют, что приехали на год-два и не намерены оседать в Тибете. Так, может быть, опасения излишни?

- Да, некоторых китайцев пугает высокогорье. Скажем, беременные женщины предпочитают вернуться на равнину и рожать там. Но дело в том, что для китайцев из собственно китайских районов Тибет стал местом, где можно заработать. Сейчас идеология мало кого волнует - только деньги. И люди пытаются максимально использовать открывающиеся в Тибете возможности. Речь прежде всего идет о тех, кто не имеет профессиональной подготовки, не имеет квалификации и не может найти стоящую работу в самом Китае.

Кроме того, есть и политические причины. Посмотрите на (автономный район) Внутреннюю Монголию. Монголов там три миллиона, а численность китайцев неуклонно росла в последние десятилетия и достигла сейчас 18 миллионов человек. Когда я был в Монголии, то своими глазами в приграничье видел, как безлюдна монгольская территория и насколько гуще заселены приграничные земли Внутренней Монголии.

- Та же картина и на российском Дальнем Востоке: с нашей стороны - безлюдье, с китайской - огромное население...

- Может быть, России и Монголии стоит сдать Китаю часть своих земель в аренду (смеется). В такой ситуации весьма трудно сохранить свою культуру и обычаи. В начале прошлого века 13-й Далай-лама совершил поездку в Монголию, а затем в Пекин. Тогда Китаем правила маньчжурская династия Цин и существовала обособленная маньчжурская община со своим языком, письменностью, культурой, обычаями. Маньчжуры к тому же правили Китаем в течение нескольких столетий. И вот примерно через пятьдесят лет я побывал в Пекине и на Северо-Востоке Китая: маньчжурской общины уже не было, они были полностью ассимилированы.
Я виделся тогда в Пекине с председателем Мао и Лю Шаоци, который был моим боссом (смеется). Он был председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а я - одним из его заместителей. Лю Шаоци тогда сказал, что у Тибета большая малозаселенная территория, а у Китая - очень большое население, и поэтому нам надо произвести обмен. Что ж, вполне логично. И было бы логично, если бы у наших народов была одна культура, если бы это был один народ. Но это разные народы, с разной культурой, со сложной историей взаимоотношений.

С середины прошлого века, когда китайцы, как они говорят, освободили Тибет, он находится под их полным контролем. Но они всегда ощущали и до сих пор ощущают национализм тибетцев и опасаются возможного их отделения от Китая. Китайцы практиковали вывоз тибетских детей в китайские районы, где они жили по десять и более лет. Но и это не помогало: тибетцы оставались тибетцами и лишь немногие из них становились вполне лояльными Китаю и китайцам. Так что сейчас, чтобы обезопасить себя от возможного отделения Тибета, китайцы пытаются превратить тибетцев в меньшинство на их земле.

- Вы в свое время сказали, что отказываетесь от идеи независимости Тибета, и теперь говорите о необходимости его "подлинной автономии" в границах КНР. Однако вы требуете автономии не для нынешнего Тибетского автономного района (ТАР), а для "большого Тибета", который едва ли не вдвое больше ТАР и включает обширные территории, входящие сейчас административно в соседние китайские провинции. В Пекине считают, что это тот же сепаратизм, но только замаскированный...

- Да, это очень чувствительный вопрос. Китайцы до сих пор подозревают нас в стремлении отделиться. Но на самом деле мы этого не хотим. Вы сами видели, что в материальном плане Тибет является отсталым. Нам нужны современные технологии, современная экономика, современное развитие. Шестимиллионный тибетский народ должен оставаться в Китае, чтобы воспользоваться благами быстрой модернизации. Условие одно: у тибетцев должны быть властные полномочия в том, что касается их языка, культуры, духовной жизни, окружающей среды, образования, здравоохранения. А сохранение культуры и духовности в равной степени важно для всех тибетцев, где бы они ни жили: в Ганьсу, Цинхае, Сычуани, Юньнани. Между прочим, в прежние времена жители этих краев определенным образом противопоставляли себя обитателям Центрального Тибета, даже гордились тем, что находятся под властью китайских, а не тибетских правителей. Они с недоверием относились как к китайцам, так и к "тибетским" тибетцам. Но сейчас и эти тибетцы чувствуют угрозу своей культуре и самобытности и возлагают надежды на меня. Если бы при таких обстоятельствах я стал говорить о сохранении культуры и религии только на той территории, которая находилась под контролем тибетского правительства к середине прошлого века, то эти восточные тибетцы сочли бы меня предателем. Я хорошо знаю их настроения, поскольку едва ли не каждую неделю встречаюсь с монахами и другими людьми, прибывающими оттуда - кто с разрешения китайских властей, а кто - их большинство - нелегально.

Да, и в Тибетском автономном районе, и в провинциях к востоку от него есть люди, которые выступают за независимость Тибета. Что с ними делать? Не бить, не пытать, не бросать в тюрьму. Им нужно дать настоящую автономию, которая только и сможет гарантировать пребывание Тибета в границах Китая.

- Сначала они получат реальную автономию, а потом все равно захотят независимости...

- Вот оно - китайское подозрение! На самом деле все зависит от собственного поведения китайских властей. Вспомните Россию, Советский Союз. Если бы все семьдесят лет после революции последовательно и искренне проводился ленинский курс, в том числе в национальном вопросе, то не случилось бы и развала Советского Союза. Но со Сталиным (не очень-то русским) пришло слишком много жестокости, пришла диктатура. А потом появились деятели из числа недовольных представителей национальных меньшинств вроде министра иностранных дел Шеварднадзе, и Союза не стало.

Если центральное правительство Китайской Народной Республики в будущем стало бы проводить национальную политику ленинского типа, в духе подлинного равноправия, это стало бы лучшей гарантией единства страны. Подавление и репрессии могут принести делу стабильности и единства только вред.

- Значит ли это, что для удовлетворительного, с вашей точки зрения, решения вопроса требуются некие крупные перемены в Китае?

- Не обязательно. Знаете, некоторые крупные западные компании предпочитают иметь дело не с демократическими, а с тоталитарными режимами (смеется). Необходимые разрешения можно получить, удовлетворив нескольких важных лиц. С теми властями, которые избираются, делать бизнес бывает сложнее.

Похожая ситуация и с Китаем. Если пекинское руководство поставит во главу угла долгосрочные интересы стабильности и единства, то оно легче, чем это сделало бы демократическое правительство, может пойти на изменение политической структуры. Прежде пекинскому руководству мешала идеология: все, что связано с Тибетом, оценивалось только с точки зрения идеологии. Теперь главным препятствием стала подозрительность: они только и делают, что подозревают и во всем видят подвох.

- Недавно китайский премьер Вэнь Цзябао подтвердил, что двери для контактов "широко открыты", и повторил несколько предварительных условий. Среди прочего необходимо, чтобы вы признали Тайвань неотъемлемой частью Китая. Вы отказываетесь делать такое заявление?

- Ну, не то чтобы отказываюсь... Но скажи я такое, что бы подумали обо мне двадцать с лишним миллионов жителей Тайваня? Я легко, без тени сомнения и со всей убежденностью скажу, что Шанхай - это часть Китая, что Гонконг - это часть Китая, хотя он и был в аренде у британцев. Но касательно Тайваня... Я не историк, а некоторые историки считают, что с определением принадлежности Тайваня есть некие сложности. Еще важнее другое: Тайвань сейчас - это отдельная страна, причем страна, которая сумела добиться многого из того, чего не смог добиться Китай. Это касается экономики, благосостояния, образования, демократии. После жестокой диктатуры Чан Кайши они пришли к демократии, и она, может быть, получше, чем в России (смеется).

- Вы также не хотите заявить (еще одно китайское требование), что Тибет является неотъемлемой частью Китая?

- Я постоянно говорю, что никогда в будущем не буду добиваться независимости Тибета. Это абсолютно точно, на сто процентов. Но в том, что касается прошлого, опять же не все так просто. Если, вслед за китайским правительством, я скажу, что Тибет с VII века был частью Китая, надо мной будут смеяться. Непросто сказать, что и с ХIII века он был частью Китая. Но вот с 1951 года, с момента подписания Соглашения из 17 пунктов, да, можно говорить, что Тибет стал частью - нет, не Китая, а Китайской Народной Республики.

Исходя из тибетских интересов я не хочу независимости. Вообще в идее независимости слишком много эмоций, люди готовы ради нее терпеть экономические, политические невзгоды. Зачем? Мир меняется. Посмотрите на растущий Европейский союз. Я ясно предвижу, что когда-то и Россия войдет в Евросоюз, в Европейскую федерацию, а Москва, учитывая численность российского населения, может стать столицей Европы - почему бы и нет?

В свое время китайцы уверяли, что их "большой скачок" 1958 года принес огромные успехи. Потом оказалось, что все наоборот. Они всячески восхваляли "культурную революцию". Но в конце 1970-х сказали, что в ходе нее было допущено и много ошибок, а теперь говорят, что "культурная революция" и вовсе была полным провалом. Контролируемая информация всегда остается односторонней. Китайские книги об истории Тибета тоже содержат одностороннюю информацию. Если бы я сказал: "Да, да, все это верно!" - ничего в истории не изменилось бы, история остается историей. История, прошлое - это не дело политики, дело политики - это будущее, это оно нуждается в политических решениях. Так вот, на будущее я целиком и полностью отказываюсь от независимости. Я уже заявлял и повторю сейчас, что я полон решимости и желания, используя свой моральный авторитет, склонять к такой позиции тех тибетцев, которые выступают за независимость и за отделение Тибета. Например, Конгресс тибетской молодежи настроен на независимость и постоянно критикует меня. На встречах с ними я призываю их отказаться от эмоций и встать на реалистические позиции.

- Как вы оцениваете позицию международного сообщества в тибетском вопросе?

- Возобновление прямых контактов с Пекином стало возможным в первую очередь благодаря бывшему председателю КНР Цзян Цзэминю, который привнес в политику своей страны больше открытости. Но и позиция зарубежных государств сыграла определенную роль. Президент США Клинтон и вице-президент Гор поднимали тибетскую тему на переговорах с китайским руководством. То же делают сейчас нынешний американский президент и госсекретарь, как они мне и обещали. Вовлечены и большинство европейских стран, за исключением России (в очередной раз весело смеется: "Это вполне объяснимо, я не в претензии").

- В достаточной ли степени зарубежные страны активны в попытках убедить Китай?

- Нет, в недостаточной. Но я все равно удовлетворен. Китай - огромная страна, самая населенная, с громадным экономическим потенциалом и с важной ролью в мировой политике. Все страны, включая США, Россию, Индию, хотят иметь с ним добрые отношения. Китай не должен быть в изоляции, он заслуживает хороших взаимоотношений с мировым сообществом и уважения со стороны этого сообщества.

"Российская газета", Сергей Меринов


<<< Предыдущая новость || Следующая новость >>>
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
User Info
Логин

Пароль



ПользователейПользователей:0
ГостейГостей:47
ВсегоВсего:47
Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 894
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 26.09.17

Калмыкия 17.11.2012
В жестоком современном обществе всемирное женское ... >>>

История, религия 11.02.2011
Он оберегал родных, никогда ни словом не обмолвилс... >>>

Калмыкия 05.02.2011
Как правило, маленькие, но гордые республики, стар... >>>

Общие 13.12.2010
На сегодняшний день рынок Калмыкии можно считать н... >>>

Реклама партнеров
Главная | Статьи | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь
Kalmyk Portal