Калмыцкий Портал
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Анкета | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Главная
Статьи
Фотогалерея
Дневники
Группы
Файлы
Игры

Опросы

Загрузить фото
Добавить статью

Поиск по сайту
Правила Портала
Рекомендовать
Обратная связь
Modules
ГлавнаяГлавная
ФорумФорум
AccountAccount
PogodaPogoda
RulesRules
Добавить новостьДобавить новость
ИнформерИнформер
Каталог файловКаталог файлов
НовостиНовости
Обратная связьОбратная связь
ОпросыОпросы
Поиск по сайтуПоиск по сайту
РекомендоватьРекомендовать
СтатьиСтатьи
Комментарии
08.12.2012 Джунгар
Поздравляю Вас всех с этим светлым праздником! Жел...

08.12.2012 Аргун
Поэтому проходила мимо тут тема Казахско- Джунгар...

01.12.2012 ten3235.t@yandex.ru
Советская история (в ныне действующей) истории - в...

11.11.2012 Бакши Джамба
К калмыцким неофитам (будем так говорить) я выношу...

01.11.2012 Гость
У нас в Монголии таких японцев много они почем...

25.08.2012 Ерлан
А на счет Калмыков.Этот народ как известно ...

13.07.2012 Гость
вообще-то предки Сигала по отцовской линии приехал...

28.06.2012 ten3235@yandex.ru
Сибирские калмыки... Да, это, действительно,траге...

18.06.2012 Хальмг
лучше бы греция из кризиса вышла,хреновенько у вас...

Архив новостей

История, религия

От романса Чонкушова до собственных сочинений

Студенты Элистинского училища искусств им. Петра Чонкушова и учащиеся школы-студии при нем часто выезжают на различные музыкальные конкурсы. И возвращаются домой уже дипломантами или лауреатами.

Студентка IV курса вокального отделения Юлия Яшкулова в конце марта представляла ЭУИ на всероссийском конкурсе вокалистов "Bella voice" ("Прекрасный голос") в Москве и стала лауреатом, получив диплом III степени. Юлия не в первый раз участвует в состязаниях такого уровня. В прошлом году в Волгограде она стала серебряным призером третьих российских молодежных Дельфийских игр, до этого - дипломантом второго Северо-Кавказского открытого конкурса вокалистов. К нынешнему конкурсу помогли ей подготовиться преподаватель по вокалу Л. Махрина и концертмейстер Г. Джиринтеева. Программа состояла из семи произведений, в числе которых Юля исполнила и романс П. Чонкушова на стихи Д. Кугультинова "Как ты прекрасна, степь моя, в апреле" из цикла "Зов апреля". По словам самой вокалистки, романс был тепло встречен публикой. К ней подходили многие слушатели, отмечавшие удивительную мелодичность, изящество и красоту произведения калмыцкого композитора.

Учащаяся 7 класса отделения одаренных детей школы-студии при училище искусств Гиляна Манджиева стала дипломантом II Международного губернаторского конкурса им. В. Гаврилина в Вологде в номинации "композиция". Гиляна впервые участвовала в международном конкурсе, тем не менее, выступила достойно, исполнив три собственных сочинения: "Маленький марш", пьесу для фортепиано "Калмыцкая степь" и "Ноктюрн" для скрипки и фортепиано.

- Мне было очень интересно участвовать в таком соревновании, познакомиться с ребятами, которые тоже сочиняют музыку, - рассказывает Гиляна, делясь своими впечатлениями. - Всего нас было 15 человек, и я даже не надеялась на какую-либо награду. Все конкурсанты приехали с преподавателями, поэтому я чувствовала себя неуверенно, так как занималась самостоятельно, без помощи педагога. Когда узнала, что мне присудили звание дипломанта, то очень обрадовалась. Первым человеком, кому я сообщила об этом, конечно же, стала Любовь Санкаевна, мой преподаватель по фортепиано.

Гиляна и Юлия вернулись с победой почти одновременно. По этому поводу в училище устроили небольшой концерт: девушки представили свои конкурсные программы. Гиляна преподнесла зрителям еще и сюрприз: яркие впечатления от поездки в Вологду она воплотила в пьесе для двух фортепиано "Счастливый день". Радостную, яркую мелодию, гармонизованную в джазовом стиле, Гиляна посвятила своему преподавателю по фортепиано Л. Горяевой, с которой и исполнила ее на концерте.

Министр культуры РК Аркадий Манджиев, поздравляя Юлию и Гиляну с победой, сказал: "Я мечтаю, чтобы у нас в Калмыкии был свой музыкальный театр, на сцене которого была бы поставлена опера Гиляны, а главную партию в ней исполнила бы "Юлия".

«Известия Калмыкии», Анна-Байрта Лиджиева


Похожая новость:


Пока живу, надеюсь

Семья и общество, проблемы развития нации и народа, сохранения их самобытности, культуры - к этим серьезным вопросам в своей статье "Пока живу, надеюсь" обращается автор нашей газеты Ринчен Дордже. Его мнение не бесспорно. Но мы считаем, что статья даст пищу для размышлений, и кто-то обязательно откликнется на нее.

Согласно системе взглядов Л. Гумилева о пассионарности, все зарождается, все растет, расцветает, созревает, достигает апогея и начинается спуск - зрелость, старость, смерть. По этой теории, калмыки (как потомки ойратов) последние 1000-1500 лет живут на спаде, энергия пассионарности исчезает, и жизненный цикл идет на понижение. Общий ход истории подтверждает это. А если кто-то скажет, что были подъемы, то я отвечу, что они были как затишье перед большой бурей и на теорию пассионарности никак не влияют, т.к. кривые жизненной силы народа поднимаются и опускаются не плавно, а резкими скачками. На фоне общего подъема всегда есть и будут спады. Это как ребенок, который ломает руки, ноги, но он все равно растет, идет к расцвету. А на фоне общего спада всегда будут подъемы, это как старик, который жив и здоров, бодр, но он идет к упадку. И конечно, всегда лучше находиться в кризисе на фоне общего подъема, чем иметь некий расцвет и эйфорию, но на фоне общего спада. Что как раз и испытывает наш народ на рубеже веков. Вроде все хорошо, вроде все ничего, но тучи над западным крылом калмыков снова сгущаются. Я пишу про тех, которые живут здесь в Калмыкии, и, в какой-то мере, про тех, кто обосновался в Америке и в Европе. Л.Н. Гумилев давал этносу 1200-1500 лет. Затем народ исчезал или в него вливалась свежая кровь, и ой как бы трансформировался и развивался дальше. Калмыки как отдельный народ начал выделяться в Х-Х! вв. Так что нам примерно около тысячи лет. Я думаю, для нас, живущих в Калмыкии, осталось лет 200, а для тех калмыков, что живут в Китае, около 500 лет. Почему? Да потому что мы потеряли свою этническую философию. А она напрямую была связана с бытом, с кочевой жизнью народа.

Вся жизнь, все праздники, вся культура была завязана вокруг степи, потому что степь кормила. В степи рождались, женились, в степи умирали. Но пришли другие времена, и вместе с образом жизни у народа поменялась и его этническая философия. Как говорил Гумилев: народ или приспосабливается или вымирает. И, на мой взгляд, у калмыков уже нет ни сил, ни энергии, ни желаний приспосабливаться к изменяющимся условиям. Очевидно, что следствием этого является постоянное уменьшение рождаемости. Но здесь я хочу обратить внимание на некоторые интересные, на мой взгляд, моменты.

За всю обозримую историю калмыков на их численность влияли три главных фактора: войны, эпидемии и болезни, голод. И хотя средний возраст жизни не превышал 40-55 лет, высокой рождаемостью перекрывались все потери народа от войн, болезней и эпидемий. Даже после ссылки в Сибирь, где погибла значительная часть калмыков, народ за 20-30 лет почти сумел восстановить свою довоенную численность. Но в это время начался процесс, я бы сказал, растворения народа, перенявшего постепенно другой язык, другую культуру, другой образ жизни.

Западные идеи, западный стиль стал все более и более утверждаться в головах калмыков. Произошел разворот этнического менталитета, и где-то с начала 80-х г. западные образцы и ориентиры окончательно утвердились в жизни калмыков. Сейчас, когда я пишу эти строки, можно точно утверждать: калмыки стали прозападными людьми... без роду, без племени.

Почему это произошло? Потому что в Сибири калмыки поняли, почувствовали силу образования, и когда они вернулись на родину, немногие уже хотели быть простыми чабанами, как их отцы, деды и прадеды, и уж совершенно никто не хотел, чтобы его дети ими стали. Все калмыки получили возможность взять займ и дать своим детям высшее, образование, но это было именно западное образование. В этом ничего плохого нет, если бы одновременно не происходило замещение традиционных ценностей. Калмыки легко перенимали чужие обычаи и так же легко забывали свои. И здесь будет важно отметить, что кочевая ментальность - это вовсе не надуманное понятие, еще Л. Гумилев отмечал специфические особенности кочевых народов. Вернемся к вопросу о рождаемости. Выше мы говорили: до недавнего времени главным регулирующим фактором численности народа были войны и болезни, но количественный состав семей практически не менялся. В калмыцкой семье всегда было от 5 до 10 детей и выше. После Сибири народ еще какое-то время поддерживал старую традицию, но уже к концу 70-х годов тенденции изменились. На смену вековым пришли другие ценности, западная семья становится образцом, приоритетом.

Калмыцкие семьи условно можно разделить на 4 группы: 1 группа - 5 и более детей; 2 группа - 3-5 ребенка, 3 группа - 2-3 ребенка; 4 группа -1-2 ребенка. Мы хорошо знаем, что в настоящее время у нас практически нет новых семей первой группы. В начале 80-х годов стали исчезать семьи второй группы, и уже к середине 80-х годов они почти полностью исчезли. Одновременно с тем, где-то в середине 90-х, семьи третьей и четвертой группы по своему количеству сравнялись, а к концу 90-х годов XX века окончательно победил тип семьи четвертой группы. И это понятно: идеология большой семьи изжила себя в западно ориентированных странах. Таким образом, на что сориентировались, то и получили в итоге.

Теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Уменьшается не только количество детей в браке, но уменьшается и количество самих браков. А причина тому, как бы это кому-то ни показалось невероятным, странное чувство под названием «любовь». Да, да, именно она, любовь, как главная западная ценность, постоянно сводит на нет количество браков в среде калмыков. Вся беда в том, что и калмыки сегодня хотят жениться только по любви. А что это такое? Правильно французы говорят: о любви много сказано, но мало кто ее видел. Я бы еще добавил: многие у нас хотели бы жениться по любви, но не у всех это получается. Вот потому многие ищут, но не могут найти желаемого, да так и остаются холостыми и незамужними. Потому много людей и разрывают брачные узы, а значит, других детей в этой семье уже не будет. Мне сейчас скажут: а разве раньше калмыки женились не по любви? Иногда - да, но крайне редко, подавляющее большинство браков в прежние времена были договорными. Может быть, это от того, что наши предки хорошо понимали: любовь помеха для брака, если при этом иметь в виду идею совместного ведения хозяйства и воспитание детей. И так жили калмыки сотни, тысячи лет. А сейчас, глядя на многих моих знакомых, молодых калмыков и калмычек, я вижу, что они ждут любви, ищут любви. Но есть ли у них способности влюбить в себя и самим влюбиться? Ведь для этого надо обладать определенными качествами, а таковых, зачастую, просто нет. Вот они и сидят, ждут - а чего ждут, кого? Их бы надо, как в былые времена поступали, просто свести друг с другом, да и дело с концом. Но молодые сегодня о том и слышать не хотят, так как это противоречит их идеалам. Вот потому я и говорю: именно «любовь», неведомое и непонятное чувство, завладев сердцами и умами калмыков, сделала свое губительное дело. Да, каждый ищет счастья для себя, но от этого проигрывает весь народ.

А теперь мы попробуем копнуть тему поглубже. Для начала я бы хотел привести случай из современной жизни. О нем мне рассказал человек, который исполняет буддистские обряды и ритуалы. Так вот: к нему на прием пришла молодая калмычка, которая попросила сделать для нее обряд «устранения препятствий», чтобы она смогла выйти замуж. Ее просьбу исполнили. Прошло полгода, она снова приходит и говорит: замуж она не вышла, ритуал ей не помог. Мой знакомый удивился: неужели никто не предлагал выйти замуж? Она ответила: да, предлагали, целых четыре раза, но они все были не те, что ей хотелось бы, не подходили под тот идеал мужчины, который сформировался в ее бедной головке. Один был некрасивый, другой - симпатичный, но бедный, третий не очень умен, а четвертый, хоть и обеспеченный, но грубый и с плохими манерами. А при этом, заметьте, девушка эта вряд ли могла бы претендовать на победу в конкурсе красавиц, хотя амбиций, тщеславия и капризов у нее было как у "Мисс Вселенной". Мне так кажется, что подобных девушек у нас довольно много. Все с большими потребностями и претензиями, но, к сожалению, не с лучшим характером. Смотришь статистику браков-разводов и поражаешься: количество разводов больше чем количество браков (здесь я опираюсь на материал, опубликованный в "ИК" в октябре 2002 г., где приводились данные по Элисте). В целом ситуация по республике лучше. Семьи, созданные в сельских районах, крепче, реже распадаются.

Я твердо уверен, что на 80% брак зависит от женщины. Менеджер брака - это женщина, прочность семьи во многом зависит именно от нее. Хорошо, что есть женщины это понимающие, плохо, что их не очень много. К сожалению, не так много и мужчин-калмыков, имеющих достаточно высокий ранговый потенциал, то есть совокупность качеств, которые были бы привлекательны для женщин. Это не являлось бы бедой самой по себе, если бы в обществе, в головах людей, и женщин, в том числе, не преобладали бы западные идеалы. Ведь что было раньше? Все калмыки были воинами или пасли скот, то есть ранговый потенциал большинства мужчин был одинаковым. Все были примерно равны, и у всех были примерно равные возможности, если не считать, кто кто-то более храбрый, удачливый и умный. Но ощущение своей никчемности в мужской среде встречалось реже чем сейчас. Каждый чуть ли не с пеленок мог сидеть в седле, а если были лошадь и оружие, то можно было прожить. Чего не скажешь теперь, когда не всякому удается, образно говоря, усидеть в седле. В современном мире потребовались иные качества, иная "ловкость" и "сноровка".

Вот вам пример: калмыки стали торговать на рынках только в середине 80-х годов, с началом перестройки, а до этого - даже представить такое было просто невозможно. Это не то чтобы презиралось тогда, но уважающий себя мужчина-калмык за прилавок не встал бы ни за что. А сейчас, спустя каких-то 15-17 лет, для многих подобная деятельность стала нормой. Но беда в другом: не каждый мужчина-калмык смог вписаться в новую жизнь, чего, к сожалению, не все женщины смогли понять. И если кому-то удалось адаптироваться, то это, по моим подсчетам, не более 20%. А остальные - барахтаются, держатся кое-как на плаву, но не более того.
Отсюда многие проблемы, включая пьянство. Какие семьи создадут эти "кормильцы"? Каких детей они родят? Но с другой стороны, сегодня много людей, у которых и приличная зарплата, и неплохие бытовые условия. И все равно они не хотят заводить детей, потому что это стало непрестижно. Материальный достаток в доме и свободный досуг для калмыков стали более важными и значимыми, чем дети. Им нужно внимание, их надо воспитывать, а это большой труд, на который сейчас мало кто способен.

Здесь я бы хотел опять вернуться к теме любви, но уже со стороны мужчин. Как бы это ни было смешно, но мужчины наши тоже ищут женщин с высоким ранговым потенциалом (я думаю, все понимают, о чем идет речь). Прежде всего, конечно, мужчины ищут "красавиц". Где? Каких? Западная культура сформировала определенный эталон женской красоты, те пресловутые "90-60-90", и этот эталон сыграл и играет злую шутку со многими нашими мужчинами. Когда мужчины-калмыки ищут себе спутницу, наиболее отвечающую данному образцу, их, чаще всего, постигает большое разочарование. Нельзя сказать, что девушки-калмычки некрасивы, но, увы, под признанный в западном обществе эталон красоты и изящества подходят далеко не все. Без всякого риска сильно ошибиться скажем, что многим даже очень далеко до заветных стандартов. Стройная фигура, красивые длинные ноги, светлое, европеоидное лицо, желательно, с большими глазами - и где же таких "моделей" набраться в степном краю? Не потому ли в последнее время у нас все чаще имеют место смешанные браки?
Сейчас их доля невелика, но, думаю, в будущем таковых станет больше. Пока остатки традиционной ментальноести не дают сильно смешиваться, а вот поколение "NЕХТ", мне кажется, будет срастаться активнее. На это оказывает сильное влияние как западная мода, так и принятие частью калмыков христианства. Здесь же стоит упомянуть о том, что, например, дети от русско-калмыцких браков вступают в дальнейшем в брак, в основном, с представителями русского народа. Это происходит со всеми малыми народами, которые от таких браков в этническом смысле проигрывают. Подведем некоторые итоги. Мой прогноз звучит так: если сейчас нас около 150-170 тысяч, то в ближайшие 50 лет численность коренных калмыков уменьшится почти вдвое. К 2102 году нас останется не более 20-30 тысяч. Может быть, и больше, но будут ли они похожи на калмыков? Если сейчас называют калмыками тех, у которых всего 25% калмыцкой крови, то что будет дальше? И это довольно оптимистичный прогноз.
Получается интересный ряд. Народ рождает традицию, культуру. Культура рождает цивилизацию. Цивилизация нивелирует культуру, обесценивает традицию, развращает народ и, в конце концов, убивает его. Так что, не только сон разума порождает чудовищ, не меньше, а может, и больше их плодит цивилизация. Целая куча техногенных демонов расползлась по миру из Америки и других западных стран. Но если техногенные демоны появились только недавно, то "информационные вирусы", а к ним я причисляю "идеи" и "идеалы", существуют давно. Идеи убивают народы даже сильней чем войны и болезни, так как сами их и порождают. Так что именно "идеи" приводили многие народы к трагедии. Но если большие народы, имея большую пассионарную силу, восстанавливают себя со временем, то для малых народов это бывает просто невозможно. Если посмотреть на народ за последние сто лет, то по мировоззрению его можно разделить на 4 поколения. И эти, условно говоря, поколения четко разделяются по вере, духу, образу жизни, отношению к ней. И не ошибусь, если скажу, что уже ушли лучшие, «золотые люди» калмыцкого народа, родившиеся в конце 19-го и в начале 20 -то века. Уходит "серебро народа", родившееся в 20-30-х годах прошлого века.

Я смотрю на своего отца и понимаю: таким, как он, не смог стать ни один из его сыновей. Той внутренней силы, которая есть у него и других людей его поколения, нет сегодня ни у кого. Сейчас время "бронзовых людей", родившихся в 50-60-е годы. Через 20-30 лет уйдут и они. Останутся только "железные" люди, которые начали рождаться в 70-х годах. Но можно ли их называть калмыками? Парадокс в том, что национальность определяется не только цветом кожи и разрезом глаз, а в большей степени его духом, менталитетом, который и формирует затем традиции и культуру народа. Но дух народа хранится в его языке - именно в языке, это я хочу особо подчеркнуть. И именно язык является носителем менталитета, а значит, традиции и культуры. Но если народ говорит на другом языке, то менталитет его становится другим, его дух становится другим. Тогда и люди становятся другим народом. Между тем, кто думает по-калмыцки, и тем, кто думает по-русски, огромная разница, даже если они оба калмыки. Тем калмыкам, которые будут опечалены моими размышлениями, могу только сказать, что мы не первые и не последние. Исчезали народы не менее, а может, более величественные, чем мы. Не надо отчаиваться, надо просто жить, радоваться жизни и беречь то, что есть. Как говорили древние: "все течет, все меняется".

«Хальмг унн», И. Абушинов (Ринчен Дордже)


<<< Предыдущая новость || Следующая новость >>>
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
User Info
Логин

Пароль



ПользователейПользователей:0
ГостейГостей:47
ВсегоВсего:47
Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 894
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 28.07.17

Калмыкия 17.11.2012
В жестоком современном обществе всемирное женское ... >>>

История, религия 11.02.2011
Он оберегал родных, никогда ни словом не обмолвилс... >>>

Калмыкия 05.02.2011
Как правило, маленькие, но гордые республики, стар... >>>

Общие 13.12.2010
На сегодняшний день рынок Калмыкии можно считать н... >>>

Реклама партнеров
Главная | Статьи | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь
Kalmyk Portal