Калмыцкий Портал

25.02.2005 - Как вымирает народ. Часть 1

И кто мы и откуда
Когда от тех всех лет
Остались пересуды,
А нас в помине нет…
О. Мандельштам


DUM SPIRO, SPERO!
ПОКА ЖИВУ, НАДЕЮСЬ!


Калмыки – это представители очень древнего и воинственного народа, и если как бы окинуть умственным взором всю историю калмыцкого народа, о которой мы знаем или только догадываемся, то возникает удивительная картина. Как некогда один мощный и великий народ, назовем его прото-монгольским, раскололся на монголов, ойрат и другие кочевые племена. В результате войн и ассимиляции одни народы увеличивались, другие уменьшились, третьи исчезли, и это не могло не затронуть ойратов.

Которые также как многие народы испытали взлеты и падения. В конце концов они пришли к тому же к чему приходили другие народы, их лодка разбилась о скалы истории и они сошли с исторической сцены. Но чуть раньше, как бы предчувствуя эту трагедию за 100 - 150 лет отдельные племена, отдельные рода стали уходить на запад, где было больше жизненного пространства и не нужно было вести изнуряющую народ борьбу за существования. И они стали называться Калмыками, то есть «отделившимися». После недолгого расцвета, калмыков стал преследовать тот же рок что и ойратов, те же взлеты и падения. В некоторые моменты своей истории калмыки стояли почти на грани вымирания, но фортуна улыбалась и народ снова оживал. И теперь уже в XXI в. я как представитель калмыцкого народа обозревая взглядом прошлое и настоящее; и представляя дальнейшее будущее калмыков понимаю -- что мы как бы постоянно разрушаемся, постепенно вымираем; что калмыки в любой ипостаси (ойраты, прото-монголы) были всегда наполнены центробежными силами. Народ как бы постоянно разрывал себя и это ненормально. В принципе в любом народе в разное время присутствуют как центробежные силы, так и центростремительные, а иногда и обе сразу. Но у калмыков почему-то, то ли в силу своей кочевой ментальности, то ли из-за чего-то другого, центробежные силы всегда преобладали, и это всегда пагубно отражалось на всем народе. И теперь уже оценивая настоящее я с ужасом понимаю, что маховик не остановился, а продолжает снова раскручиваться и что мы продолжаем медленно и верно вымирать. Но теперь на этот маховик влияют совсем уже другие силы. Можно было бы сказать, что это карма народа. Да, это верно, но лучше приложить и этому явлению систему взглядов Л. Гумилева о пассионарности и тогда большинству людям станет более понятным исторический ход и все перипетии которых их сопровождают. И теории пассионарности подчиняются как отдельные люди, так и народы, государства, цивилизации, культуры – этому подвержена вся вселенная, не говоря уже о нашей солнечной системе, так как это учение о циклах и эта теория подтверждается практикой. Все зарождается, все растет, расцветает, созревает, достигает апогея и начинается спуск, зрелость, старость, смерть. И согласно этой теории, калмыки (как потомки ойратов) последние 1000-1500 лет живут на спаде, энергия пассионарности исчезает и жизненный цикл идет на понижение. И общий ход истории подтверждает это. А если кто-то скажет что были подъемы, то я отвечу что они были как затишье перед большой бурей, и на теорию пассионарности никак не влияют, т.к. кривые жизненной силы народа поднимаются и опускаются не плавно, а как бы резкими скачками. На фоне общего подъема всегда есть и будут спады; это как ребенок, который ломает руки, ноги, но он все равно идет к расцвету. А на фоне общего спада всегда будут подъемы, это как старик который жив и здоров, бодр, но он идет к упадку. И конечно, всегда лучше находиться в кризисе на фоне общего подъема, чем иметь некий расцвет и эйфорию, но на фоне общего спада. Что как раз или в очередной раз испытывает наш народ на рубеже веков. Вроде все хорошо, вроде все ничего, но тучи над западным крылом калмыков снова сгущаются. (Я не буду трогать тех калмыков, которые живут на востоке, в Китае). Я пишу про калмыков, которые живут здесь в Калмыкии и в какой-то мере про тех калмыков которые находятся в Америке и в Европе. Для меня совершенно ясно, что мы идем к исчезновению, и в этой работе я хочу проследить, как это происходит сейчас, как очевидец. Когда как говориться фактический материал на лицо.
Л.Н. Гумилёв давал этносу 1200-1500 лет. Затем народ исчезал или в него вливалась свежая кровь и он как бы трансформировался и развивался дальше. Калмыки как отдельный народ начал выделяться в Х-Х1 вв. Так что нам примерно около тысячи лет. Я думаю для нас живущих в калмыкии осталось лет 200, а для тех калмыков что живёт в китае около 500 лет. Почему? Да потому что мы потеряли(как верно выразился джангарчи В.Каруев) свою этническую философию. А она напрямую была связана с бытом, с кочевой жизнью народа. Вся жизнь, все праздники, вся культура была завязана вокруг степи (скот), потому что степь кормила. В степи рождались, женились, в степи умирали. Но пришли другие времена и вместе с образом жизни у народа поменялась и его этническая философия. Как говорил Гумилёв: народ или приспосабливается или вымирает. И на мой взгляд у калмыков уже нет ни сил, ни энергии, ни желаний приспосабливаться к изменяющимся условиям. Если раньше мы не прогибались, то теперь мир нас прогибает.
Так что как бы это не было грустно но у каждого процесса есть свои закономерности и особенности и исследуя этот вопрос, мне кажется я их заметил. Но они незаметны многим окружающим, и в этой работе я хотел бы их показать. Ведь они присуще не только нам но и другим народам, у которых идут аналогичные процессы.
Во-первых, и конечно же в последних – это как обычно, уменьшение рождаемости. Но тут-то начинается самое интересное. Ведь в разные времена на неё влияли разные факторы. Но в последнее время на рождаемость начало влиять то - что никогда не влияло и в этой работе я хочу это показать.

Первый парадокс. За всю обозримую историю калмыков на их численность влияли три главных фактора: 1) Война; 2) Эпидемии и болезни; 3) Голод. И хотя средний возраст жизни не превышал 40 – 55 лет, но высокой рождаемостью перекрывались как потери от войн, так потери от болезней и эпидемий. Так даже после ссылки калмыцкого народа в Сибирь, где погибла значительная часть народа; народ за 20-30 лет сумел восстановить свою довоенную численность(или почти смог).

Второй парадокс. Одновременно с этим начался и другой процесс - более важный, процесс перенимания другого языка, другой культуры, другого образа жизни. Западные идеи, западный образ жизни как более прогрессивный стал всё более и более утверждаться в головах калмыков. Произошёл разворот менталитета калмыцкого народа и где-то с начала 80-х г. западный менталитет окончательно утвердился в жизни калмыков. Сейчас когда я пишу эти строки в 2002-м году, можно точно утверждать что калмыки стали про-западными людьми. Людьми без роду, без племени. Почему же это произошло? Потому что в Сибири калмыки поняли силу образования. И вернувшись на родину немногие уже хотели быть чабанами и практически никто не хотел чтобы его дети ими стали. Так что желание дать своим детям высшее образование практически означало дать им именно западное (русское) образование. И в этом ничего плохого не ту, если бы одновременно не произошло замещение традиционных ценностей. Было бы просто идеально, если бы западное образование органично соединилось с традицией и культурой народа. Но это не произошло, к сожалению. Появились новые ценности. То что один наш историк определил как «престижный потенциал»; то что престижно в данный момент жизни - то что актуально и то что востребовано именно сейчас. И это нормально, не нормально другое -- что калмыки легко перенимали чужие обычаи и начинали забывать свои. Это своего рода кочевая ментальность когда кочевой народ перестав кочевать перенимал чужие традиции (эту особенность кочевых народов подмечал ещё Л. Гумилёв). У земледельческих, осёдлых народов перемена обычаев, традиций всегда происходила более тяжело и медленно. Кстати так появились в среде калмыков - Бузавы как ответ на вызовы того времени. Когда отдельные семьи, рода уходили, сбегали на Дон, образовывая там новую этническую группу. То же самое происходит и сейчас, когда знание английского языка становится всё более важным, а возможность уехать на запад на заработки или ещё лучше на совсем, становиться тем «престижным потенциалом», который манит всё больше и больше людей. Новым «Доном» для многих калмыков стала Чехия, а некоторым счастливчикам Франция или даже Америка. (Это было небольшое но важное отступление, которое даст глубже понять и раскрыть тему моего эссе.)
И я снова возвращаюсь к рождаемости. Выше я уже упоминал, что до не давнего времени главным регулирующим фактором численности народа были войны и болезни. Но количественный состав семьи практически не менялся. Всегда было от 5 до 10 детей и выше. После Сибири народ ещё какое-то время поддерживал старую тенденцию. Был всплеск рождаемости, очень много людей погибло и конечно было естественное желание восполнить потери. Но в не меньшей степени ещё довлели старые традиции, старый уклад, большая семья была в почёте. Но к концу 70-х годов это практически сошло на нет. Ценности поменялись, западная семья становиться приоритетом. И очень интересно проследить динамику этого процесса, как количественно изменялась семья, и как уменьшалась количество самих семей.
Калмыцкие семьи условно можно разделить на 4 группы:



1 группа – семья в которой количество детей пять и выше.

2 группа – 3-5 ребёнка.

3 группа – 2-3 ребёнка.

4 группа – 1-2 ребёнка.



Так в нынешнее время практически нет новых семей 1 группы – можно сказать что с начала 70-х годов как социальное явление они полностью прекратили своё существование. Но проблема у многих не только с социальным и общественным положением, а и со здоровьем, некоторые просто не могут зачать ребенка. Исправить эту ситуацию можно в центре ЭКО оплодотворения. Начали преобладать семьи 2 и 3 группы. В начале 80-х годов стали исчезать семьи 2 группы и уже к середине 80-х год в большей степени исчезли. Но одновременно с этим с начала 80-х стали появляться семьи 4 группы. Где-то в середине 90-х 3 и 4 группа по своему количеству сравнялись, а к концу 90-х годов ХХ века окончательно победил тип семьи 4 группы. Нельзя сказать что 3 группа в будущем исчезнет, просто она будет занимать не более 20%-25% от всех семей. А о первой и второй группе можно совсем забыть, они ушли вместе с ХХ веком. И это понятно, так как идеология большой семьи изжила себя в западно-ориентированных странах. Ведь что являлось двигателем большой рождаемости:

1) Военная составляющая (отпала необходимость вести постоянные войны и уже не нужно было иметь такое количество солдат, а значит стимулировать народ к рождаемости).
2) Экономическая оставляющая (ведя натуральное хозяйство, большая семья была более экономически успешна, чем не большая; сейчас всё наоборот – основное население сосредоточено в городе, а в городе - чем меньше семья тем более она обеспеченнее).
3) Женская составляющая (как это ни странно). Женщины стали более свободны и независимы, если раньше они могли реализовать себя только в семье; и главным критерием их успеха было - рождение детей. То сейчас всё наоборот и женщина тоже хочет состояться не только в семье но и в социуме, а значит перестать быть просто инкубатором по производству детей (не в последнюю очередь здесь сыграло то что женщина перестала нуждаться в защите которую раньше давал ей мужчина; и второе - ей уже не нужно зависеть от мужчины экономически). Так что семья 4 типа это вершина эволюции (если конечно люди совсем не откажутся от рождения детей).

Это «новейшая семья» продукт нового времени - малочисленная, городского типа полностью урбанизированная. Маленькие квартиры – маленькие семьи. Кто-то может заметить что такого типа семья начала преобладать на всех континентах. Но что хорошо для китайцев, индусов, арабов и др. Что терпимо для тех у кого народ исчисляется миллионами, то плохо для тех народов которых всего 150-170 тыс. Так западный образ жизни наносит первый удар.
Так что нас становиться меньше и это факт. И это почувствуется сразу как только умрут те кому сейчас от 35 – до 60 лет, то есть те кто родился в больших семьях. Но это ещё не всё. Калмыков становиться меньше не только от того что поменялись взгляды на семью, что поменялся уклад семьи, что исчез культ большой семьи где все были за всех. Исчезло отношение к семье как к чему-то цельному, полному. Если раньше не женатый калмык и не замужняя калмычка считались чем-то ущербным, то сейчас это в порядке вещей. К сожалению семьи также лишились той родовой поддержки что существовала раньше, что и привело к тому что каждый стал сам за себя. Каждый получил право на ошибку и стал ли он от этого счастливее неизвестно. Но если каждый человек со временем может исправить ошибку, то сумма накопленных ошибок всех в целом, в конце концов приводит весь народ к гибели.
Опубликовано на сайте: http://harada.ru
Прямая ссылка: http://harada.ru/index.php?name=News&op=view&id=44