Калмыцкий Портал

06.11.2007 - Калмыки: кочевники в Европе

Это единственный народ в Европе, который говорит на языке монгольской группы, исповедует древнейшую мировую религию - буддизм и является носителем развитой кочевой культуры. Все это связывает калмыков с их древней родиной - Центральной Азией...
Происхождение и расселение
Калмыки - единственный в Европе монголоязычный народ, коренное население Республики Калмыкия. Древняя родина калмыков - Центральная Азия. сохранилось до настоящего времени, обогащенное местными традициями и влиянием соседей.
Предки калмыков - монголоязычные племена ойратов - пришли на территорию нынешнего проживания калмыков в конце XVI - начале XVII в., принеся с собой в Прикаспийские степи развитую кочевую культуру, богатую литературную традицию, древнейшую мировую религию - буддизм.

Происхождение и расселение
Калмыки - единственный в Европе монголоязычный народ, коренное население Республики Калмыкия. Древняя родина калмыков - Центральная Азия. сохранилось до настоящего времени, обогащенное местными традициями и влиянием соседей.
Предки калмыков - монголоязычные племена ойратов - пришли на территорию нынешнего проживания калмыков в конце XVI - начале XVII в., принеся с собой в Прикаспийские степи развитую кочевую культуру, богатую литературную традицию, древнейшую мировую религию - буддизм.

Особенности этноса
Национальное своеобразие традиционной культуры калмыков обусловлено их тесными контактами с тюркскими и тунгусо-манчжурскими племенами в ойратский период (до XVI в.), а в дальнейшем - этнокультурными связями с народами Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Согласно одной из научных гипотез, ойратов, отделившихся от основной массы западно-монгольских племен, русские вслед за тюркскими народами стали называть "калмак", что на тюркском языке означает "остаток". Самоназвание "калмык" было принято ойратами только в конце XVIII в.

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы и обладают всеми характерными чертами, присущими монгольским народам: невысокие, коренастые, с резко очерченными скулами, слегка приплюснутым носом, типично монгольским разрезом глаз, смуглой кожей и черными прямыми волосами.

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой. Климат и ландшафт Нижнего Поволжья явились оптимальными для продолжения и развития древних скотоводческих традиций калмыков. Они разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов.

Домашний быт
Поселения калмыков "хотоны" носили временный характер и состояли из нескольких расположенных по кругу кибиток - аналогов монгольских войлочных юрт. Внутреннее пространство кибитки разделялось на мужскую (правую) и женскую (левую) половины (если стоять в кибитке лицом к входу). В центре жилища располагался очаг, напротив входа - почетное место для гостей и кровать хозяев, а слева от изголовья - домашний буддийский алтарь.

Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Вся мебель и утварь - кадки для кумыса (кобыльего молока), блюда, чашки, ковши - изготавливались из дерева. Будучи скотоводами, калмыки издавна умели выделывать кожу, катать войлок, который шел на изготовление покрышек для кибитки, ковров, попон для лошадей и верблюдов. Исконно женскими занятиями были прядение, ткачество, сучение шерстяных ниток, изготовление и декорирование одежды.

Национальный костюм
Национальный калмыцкий костюм испытал сильное влияние народов Северного Кавказа. Мужской костюм состоял из короткого кафтана ("бюшмюд" - аналог черкески), манишки, шаровар, которые заправляли в мягкие кожаные сапоги, пришедшие на смену монгольским - с загнутыми носками. Основным украшением мужского костюма являлись наборные серебряные пояса "бусе"
Костюм девушки во многом походил на мужской. Женский костюм в большей степени сохранил древние монгольские черты. Его основу составляли длинное закрытое платье, пришедшее на смену традиционному халату, и распашная безрукавка. Калмыцких головных уборов насчитывалось до 20 видов.
Парадная одежда надевалась только по праздникам, наиболее значимыми из которых были свадьба, Цаган Сар, Урюс.

Свадьба
Обязательным элементом свадебного обряда являлся визит жениха к родителям невесты с подношением дорогих угощений и подарков-символов: белого платка с завязанными в нем монетами - знака будущего единства двух семей - или кожаного сосуда с кумысом - знака благодарности родителям девушки. Главным этапом свадьбы был увоз невесты и свадебный пир. На стол подавали вареную баранину, печенье ("боорцг"), разновидность пельменей ("берг"), обязательно кумыс, молочную водку, традиционный калмыцкий чай с добавлением молока, соли, масла и мускатного ореха.

Праздник наступления весны
С глубокой древности у калмыков сохранились праздник наступления весны Цаган Сар ("белый" или "счастливый" месяц) и праздник лета Урюс, направленный на обеспечение богатого приплода скота. В дни Урюса лошадей и овец окропляли молоком и кумысом, приносили жертвы духам предков, земли и неба, устраивали состязания в национальных видах спорта: борьбе, скачках, стрельбе из лука.

Возрождение национального самосознания
В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы.
Уже несколько лет с успехом проводится праздник "Джангариада" (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных символов и традиций калмыцкого народа.
Ярким проявлением духовной культуры калмыков является фольклор, истоки которого восходят к древним центрально-азиатским традициям. С незапамятных времен в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос "Джангр", по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы. Огромным уважением пользовались джангарчи - мастера-исполнители "Джангра", поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры .


Праздничный женский костюм. Калмыки. Астраханская губ. Конец XIX в. Фонды РЭМ.


Парадная композиция в виде стилизованного изображения буддийского алтаря с центральной фигурой Ушнишавиджаи. Калмыки. XIX в. Фонды РЭМ.


Сосуды для чая. Калмыки. Астраханская губ. Конец XIX в. Фонды РЭМ.


Чаепитие в степи. Калмыки. Донская обл., Сальский р-н. Конец XIX в. Фонды РЭМ.


Женщина у кибитки. Калмыки. Донская обл., Сальский р-н. Конец XIX в. Фонды РЭМ.


http://www.ethnomuseum.ru/section66/127/163/230.htm
Опубликовано на сайте: http://harada.ru
Прямая ссылка: http://harada.ru/index.php?name=News&op=view&id=58