Калмыцкий Портал

Статьи

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список ]

Хан-hәрд - Аврh Моhа (Орел - Змея)

В мифологии монгольских народов существует вечное противостояние и соперничество между небесными мифическими персонажами и земными, это обусловлено тем, что история монгольских народов изобилует военными столкновениями. Начиная с III в. до н.э. (эпоха хунну) монгольские кочевники Центральной Азии существовали в условиях военно-монархических государств. Условия жизни в Великой Степи приучили, наших предков к постоянной борьбе то со степными хищниками, то со степными разбойниками, поэтому в процессе естественного отбора выживали лишь те люди, которые умели и даже любили воевать, которые не мыслили себе жизни без борьбы. Сам процесс борьбы доставлял нашим предкам эстетическое удовольствие, чему мы находим подтверждение в эпосе "Джангар", где ни один сюжет не обходится без военного столкновения с врагом. Если бы герои эпоса без борьбы заключили бы мир с врагом, то это бы не доставило художественного наслаждения слушателям, ведь вся образная система нашего эпоса подчинена эстетике борьбы (красота в борьбе).

Воинственная психология монголов нашла выражение в мифологии. Если ничто не дается без борьбы, значит борьба - основное средство существования. Этот внутренне драматичный взгляд на мир воплотился в мифических, образах птицы Хан-hәрд (орел) и змея Аврh Moha.

Хан-hәрд - это царь птиц. Пернатые обычно летают в небе, поэтому в сознании человека они ассоциировались с небом, со светлым началом (ведь небо и солнце - это источники природного света). Аврh Moha - змеи, ползающий по земле и напоминающий человеку тяжелое земное бремя.

Образ Xaн-hәpд, как считают - ученные, связан с индийской мифологией, где он был возничим в колеснице Солнца. Когда Хан-hәрд родился, боги, ослепленные сиянием, исходящим от его тела, приняли его за Агни (огонь) и восславили его как олицетворение солнца. Изображался Хар-hәрд существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом, в чем проявилось стремление людей отождествить себя с небесными существами, с птицами. Хан-hәрд не лишен гордыни и честолюбия: когда он встретился в небе с богом Вишну, то на предложение получить награду от него чванливая птица высказывает желание быть выше Вишну. Тогда Вишну помещает изображение царя птиц на своем знамени, но в ответ просит Хан-hәрд быть его ездовой птицей (в качестве компромисса). Хан-hәрд также был, как и все небесные персонажи монгольской мифологии, символом борьбы и агрессии, поэтому известен устойчивый мифологический мотив постоянной вражды царя птиц со змеями (символическое воспроизведение борьбы солярия с его хтоническим противником, иными словами говоря борьба дня и ночи).

Хан-hярд также был, как и  все  небесные персонажи монгольской мифологии,  символом борьбы и агрессии, поэтому известен  устойчивый мифологический мотив  постоянной вражды царя птиц со змеями  (символическое воспроизведение борьбы  солярия с его хтоническим противником,  иными словами говоря борьба дня и ночи).   Художник Б.Валеджио

Аврh Моhа - гигантский змей обитающий под землей на дне моря (первоначально мирового океана), или под космическим деревом hалбар-Зандан. По некоторым поверьям он заключен в подземной крепости. Этот гигантский змей был олицетворением зла (в противоположность Хан-hәрд символизировавшему доброе начало). Аврh Моhа был похитителем людей и их скота, пока не нашелся среди людей герой-баатур, сумевший загнать змея в его пещеру и завалить вход в пещеру скалами Дзай-сан-толгой и Тайхир-чулу.

Хан-hәрд мыслился очень сильной птицей, движение его крыльев порождало бурю. Царь птиц часто превращался в человека, и вообще испытывал симпатию к людям и часто помогал им, также как и они ему. Известен мифологический сюжет о том, как злой и хитрый Аврh Моhа в отсутствие царя птиц подползал к его гнезду и пожирал птенцов Хан-hәрд. Конец этим злодеяниям положил человек-герой, который однажды убил змея и спас птенцов. Птенцы Хан-hәрд, зная вспыльчивый нрав своего родителя (царь птиц к сожалению сначала действует, а потом думает), спрятали благородного баатура в гнезде под своими телами. Вот каким образом повествуют об этом ойрат-монголы:

"Эн hypвн күүкн:
- Эмни мана халхлҗ hаргсн,
Ачд ач кегсн
Туст тус кегсн ax,
Мана ээҗ уурта юмн,- гиид,
Алтн уур доран дардҗ оркад.
Бултулад суув.
Хан hәрд күрч ирв,
Her бийдән тавн зун
Буhин махн ачгсн ирв.
Heг бийдән тавн зун
Буhин махн ачгсн ирв.
- Эн моhаhитн кен алв,
О кесер эмд бәәвт?
- Ээж, чи идәд оркхч;
Эмд бидн заадҗ өгхм биш бидн!
- Ачд ач кегсн,
Туст тус кегсн көвүг
Би юн гид идхв?
hурвн күүкн hарhад өгв.
Хан-hярд көвүнд келв:
- Җилин hурвн күүкн hарhдг биләв,
Тер күүкд мини
Җил болhн эн Moha иддг билә,
Көвүн, деед орнд
Нег Хан-hәрд эгч мини бәәдг - гиж йов,
Дорд орнд
Би нег баатр дү бәәдг, - гиҗ,
Сандҗ йовсв - гид салад одв.

Вообще же, в философском плане Хан-hәрд символизирует не только Добро, Свет, но и Вечность, Жизнь, тогда как Аврh Moha обозначает этическую категория Зла, эстетическую категорию Тьмы (как антиномию Света), онтологическую категорию Времени (антиномию Вечности) и Старения, Смерти (в противоположность Молодости и Жизни). Ведь мы и сейчас имеем возможность наблюдать -эту захватывающую мистерию космической борьбы между - Добром и Злом, Вечностью и Временем, Светом и Тьмой, Жизнью и Смертью. И человек выбирает в этой схватке сторону Света, Вечности, Добра и Жизни. Змея как символ времени известна также у многих других народов, временной круг изображался в виде змеи кусающей свой хвост. Все мы люди подвержены влиянию Времени, и в то же время мы родом из Вечности. Мы, люди, находимся на переднем крае борьбы между этими двумя противоположными началами, каждый человек - это перекресток между Вечностью и Временем. Время, подобно злому змей, пожирает телесную оболочку человека (процесс старения), но бессильно над духовным ядром человеческой личности, т.к. оно происходит из светлой Вечности, оно находится в другом измерении бытия и не подвержено пространственно-временным свойствам (развитие, старение, уничтожимость).

Дух человека не слышим, не видим и не осязаем, потому что он вне пространства и времени, и только тело наше служит символом и знаком Бессмертного Духа. Тело человека не принадлежит себе, оно живет и движется энергиями, источаемыми Бессмертным Духом, поэтому мудрецы всех времен и народов стремились понять то, что трепещет за телесными одеждами, то, что недоступно зрению и слуху, но проявляется в зримом и слышимом Знаке, Символе, телесном облике.

"Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, или ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу,
Говорит в немом привете?"

Санал МИНАЕВ

Смотрите также связанные статьи

21.12.2016 - Калмыкия получит 388 млн рублей для сбалансированности бюджета
21.11.2016 - Калмыков считают агрессивными: составлена карта стереотипов россиян о россиянах
09.09.2015 - Как заиметь собственное жилье
31.08.2015 - Как найти работу в глубинке
19.08.2015 - Ремонтные материалы и связанные с этим аферы
14.08.2015 - Помощник в решении сложных бюрократических вопросов
07.08.2015 - «Калмэнергосбыт» проиграл дело в арбитраже
07.08.2015 - Природное наследие - под охрану государства
07.08.2015 - Жесткий спрос за финнарушения
03.08.2015 - В интересах жителей
29.07.2015 - Инвестору - нет!
29.07.2015 - Зарплатам инфляцию не догнать
23.07.2015 - Жизнь прожить
23.07.2015 - Единороссы - за разумную реформу ЖКХ
23.07.2015 - Торговля в проиграше
Монгол баатар
Дата: 31.08.2010 | Комментарий: 2
Монгол баатарХарьд одож өмхий орсын бөгсийг долоогч Халимаг, Буриад нар сонсогтун. Эзэн Чингэсийн үр удам Азийн цээжнээ гал голомтоо сахин мандан бадарч байгааг сонсогтун, биширэгтүн, хүндлэхтүн
Дата регистрации: Нет информации
Казах
Дата: 18.08.2010 | Комментарий: 1
Казах"Известен мифологический сюжет о том, как злой и хитрый Аврh Моhа в отсутствие царя птиц подползал к его гнезду и пожирал птенцов Хан-hерд. Конец этим злодеяниям положил человек-герой, который однажды убил змея и спас птенцов. Птенцы Хан-hерд, зная вспыльчивый нрав своего родителя (царь птиц к сожалению сначала действует, а потом думает), спрятали благородного баатура в гнезде под своими телами".
Что интересно такая же сказка есть у казахов. Сюжет абсолютно идентичен. К сожалению забыл как звали батыра из казахской версии. Кто может подсказать как звали монгольского героя?
Дата регистрации: Нет информации
Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:Секретный код
Повторить:

Нет содержания для этого блока!
Погода
ФОБОС: погода в г. Москва
ФОБОС: погода в г. Элиста
Курсы валют
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
Login
Логин

Пароль

Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1262
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 20.02.2017
Собираясь приобрести дом, многие интересуются, на... >>>

За бугром 12.02.2017
Поездка на отдых является одним из самых знаковых ... >>>

Общество 26.01.2017
Для того, чтобы скоротать свободный вечер, человеч... >>>

Калмыкия 21.12.2016
Регионы получат дотации на поддержку мер по обеспе... >>>

Культура 21.12.2016
В ближайшую пятницу, 23 декабря, в день празднован... >>>

Главная | Статьи | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь

Created by Galany4