Калмыцкий Портал

Статьи

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список ]

Калмыцкая кибитка

Остов кибитки придуман был просто, но умно. Легко и быстро собирается и разбирается, легко перевозится, так как почти все части складываются. Состоит остов кибитки из следующих частей: шесть решеток, дверь с двумя створками, шестьдесят шестов и круглый дымоход.

Дымоход — деревянный круг (обод) диаметром примерно полтора метра, сверху — четыре полукруглых деревянных дуги, скрепленных крест-накрест и упирающихся концами в круг, у круга снизу — отверстия для шестов.

Сверху дымоход накрывается плотной кошмой, с которой на четыре стороны свешиваются до земли длинные веревки. С помощью этих веревок дымоход открывается и закрывается. На ночь дымоход закрывается, веревки натягиваются и привязываются к среднему поясу.



Деревянный круг делается составным. И круг, и дуги дымохода изготавливают из твердого легкого дерева.

Шесты. С помощью шестов подымается и удерживается над кибиткой круг дымохода: острый конец каждого двухметрового шеста (их количество доходит и до 80) вставляется в отверстие, сделанное в круге, а противоположный конец упирается в головку решетки и крепится с помощью ременной или шпагатной петли. На шесты укладываются сначала нижние, а затем верхние войлочные покрытия кибитки.

Кибитка

Если шесты ровные и прямые (каковыми они и должны быть), то кибитка приобретает красивый стройный вид, а снег и дождевая вода на ней не задерживаются, скатываясь вниз.

Решетки. Их шесть. Соединенные между собой (связанные), они составляют круг — стены кибитки, на которых держатся шесты и дымоходный круг.

Решетка всегда делалась из ровных, одинаковых по длине и диаметру круглых оструганных шестов. Их укладывали крест-накрест, в местах пересечения сверлили сквозные отверстия, через которые пропускали тесьму из сыромятной коровьей кожи и завязывали узелки-кулачки с обеих сторон сквозных отверстий. Когда эти узелки-кулачки засыхали, они делались твердыми и упругими. Поэтому-то решетки легко складывались, что было удобно и при перевозке, и при установке кибитки.

Когда устанавливали кибитку, то сначала стыковали решетки между собой с помощью широкой тесьмы, сплетенной из верблюжьей шерсти и конского волоса, затягивая ее в местах соединений крепкими узлами.

Дверь. С южной стороны кибитки, между двумя решетками, крепилась вместе с косяками при помощи той же тесьмы двустворчатая дверь, створки которой открывались вовнутрь. Над дверью укреплялась войлочная накидка.

Решетки красили масляной краской одного цвета, а дверь — разноцветными масляными красками. Наддверную накидку украшали вышитыми узорами. На ночь створки двери запирали деревянными щеколдами сверху, у притолоки, и снизу, у порога.

Теперь посмотрим, какие предметы, сделанные из дерева, находились в кибитке и в каком порядке они стояли.

При входе в кибитку (дверь на южной стороне), слева (а у калмыков это правая сторона — от сидящего в центре кибитки лицом к двери человека) стоит продолговатый комод с двумя дверцами и ящиками по обе стороны. По-калмыцки — это укюг. Раскрашен он разноцветными узорами. В него кладут самое ценное из утвари: фарфоровые чашки и тарелки, чашки из красного дерева, серебряную посуду, хранят и продукты. На дверцах — висячий замок.

Сверху на укюг кладут в мешках из кошмы зимнюю одежду и постельные принадлежности (большей частью из кошмы), которыми пока не пользуются. Весь этот своеобразный склад накрыт ковром или рядном и называется у калмыков «бараном». А на ковер ставятся сундуки с различными вещами.

Левее (или правее по-калмыцки), рядом со складом-бараном, на маленьком ящике, стоит буддийский молитвенник, похожий на цилиндрическое деревянное ведро с крышками вверху и внизу, сидящее на металлическом стержне и выкрашенное желтой краской, с полосками орнамента по краям и в середине. Внутри цилиндра находится пачка прямоугольных листков бумаги, на которых на тибетском языке написаны разнообразные молитвы. Цилиндр вращается, если потянуть за шнурок, привязанный у основания металлического стержня. Пожилые люди по вечерам крутили молитвенник и читали молитвы. Слова молитв — тибетские, а потому верующие не понимали их, механически произнося заученные тексты.

Рядом с молитвенником стоит деревянная кровать девушки — дочери хозяина. В изголовье стоит домбра, а за ней, на земле, лежит сбруя коня и другие предметы и принадлежности хозяйства.

С правой стороны от склада — маленький шкаф, на котором стоят светильники, деревянная чашечка, для пожертвований предкам. Над шкафом висит ящичек, где хранится семейный молитвенник. Рядом со шкафом, справа, стоит деревянная кровать хозяина дома. Левее, возле кровати, находится высокая дубовая кадочка с металлическими обручами. Сверху кадочка покрыта деревянной крышкой, в которой имеется отверстие, куда входит ручка маслобойки. За кадочкой к шестам прикреплена свисающая на веревках подставка для посуды. Внизу, на земле, на треугольных подставках установлены малый котел для варки мяса, чая и другой пищи и большой чугунный котел, служащий для выгонки из кислого молока самогона, а также приспособления к нему.

Эрендженов К.Э.

Комментарий

Хальмг ишкә гер - калмыцкая войлочная кибитка тоон - круг верхнего отверстия юрты "тоон" - имеет смысл или обозначение "узел". Насчет юрты "тоон" - это узел, который связывает всю конструкцию. Если "тоон түшх" (завязка, узел аркана) - это мертвый узел, русские называют "калмыцкий узел". харач уга дегләднь, хааран хәләҗ суухв? куда я буду смотреть в юрте без дымового отверстия? харач - матица; круг (юрты), так называется потому, что он происходит от слова харх - видеть; смотреть; глядеть; осматривать; обозревать; наблюдать за кем-чем-л. харач өндәхлә, өрк чигн өндәдг когда поднимется матица кибитки, то поднимется и семья. Имеется ввиду перекочёвка. Джангар навьючили большой белый дворец-кибитку без верёвки - крепления ооср бүч уга орд цаhан өргәг ачулад тәвв ооср - верхняя перевязь кибитки бүч - шнур; тесьма; лента Это словосочетание "ооср бүч уга " мне впервые встретилось в песне Хомбо, "Сарни герлт би нуух го" ("В свете месяца не могу скрывать свои чувства") Ооср бүчго күмнә орчлңд, // В этом свободном мире Од сар шиг герлдхиг бодогср// Хочу быть лунным и звездным светом Учрх күслт эн сөөнь // И в ожидании свидания ночью Оралдсн хойран седклин бәәнә би.// Сплетенье двух душ (томятся) которую я переводил, объяснение я получил от Синьцзянской ойратки(калмычки) Цецг. Она объяснила, что ООСР это верхняя перевязь кибитки, а бүч зто верёвки, которые ООСР привязывали к нижней части, и уга тоже ясно. При переводе я передал это словосочетание, как "свободный", т.е. не привязанный верёвкой. Затем я нашёл это в словаре у Илишкина и в конце концов картинку кибитки с названиями составных частей кибитки - в учебнике калмыцкой литературы для 5кл. Тогда всё встало на свои места. өргә - общ.дворец - устар. палата; ставка; юрта (высокопоставленного лица) Из эпоса Джангар, где встречается это слово, СПАСИБО Мультитрану и Аюке! җирн цаhан өргә бәрәд, Гернзл гидг күүкнг буулhв - выстроив шестьдесят белых юрт-дворцов, обвенчался с девушкой по имени Герензел аhр зандн өргә - дворец из красного сандалового дерева арата арвн хойр уулын девсң дор, алдр җаңhрин өргә далн саяр делдүлв - у подошвы двенадцати гор с острыми выступами острыми вершинами семьдесят миллионов искусных мастеров возвели дворец славному Джангару барсин арсар дееврлгсн Бумбин цаhан өргә делдүләд нутган цуглулв - возведя белый дворец Бумбы, крытый шкурами барсов, начал собирать свой народ и восстанавливать державу свою долңhрхн сәәхн Зеерднь дуут таңhчин өргә талан зөрүләд hарв - направил резвого прекрасного Рыжко в сторону ставки хана прославленной державы ооср бүч уга ор цаган өргә харhв - встретился одинокий белый дворец без тесьмы и привязок И загадка оттуда же; hууд hучн хойр цаhан өргә - в ложбине красуются тридцать два дворца (шүдн - зубы) уньн - жердь (к-рой поддерживается верхний круг юрты) уньнә шор - острие жерди, у торгудов - уньнә зет (из книги Номто Очирова "живая старина" өргә - дворец устар. палата; ставка; юрта (высокопоставленного лица) цаhрг - перекладина-крестовина; поперечина дымника юрты өркин ишкә - кошма дымника өрк - дымовое отверстие, очаг, двор (отсюда пошло өрк-бүл -семья, т.е люди из одного очага, или юрты(имеющей дымовое отверстие)) хальмг ишкә гер - калмыцкая войлочная кибитка ишкә гер - войлочная юрта доңхhр Цаhан ишкә гер - высокая белая юрта хальмг герин модн - деревянный остов калмыцкой кибитки хальмг герин ишкә деевр - верхнее кошмовое покрывало калмыцкой кибитки терм -стенная решётка (кибитки); клетчатый термин толhа - верхние концы решётки кибитки термлх - делать решётчатую стену кибитки туурh шармх - отогнуть кверху войлок калмыцкой кибитки иргвч (из войлока) - нижний полог калмыцкой кибитки иргвч секх - поднять нижний полог кибитки герин ооср - перевязь для покрытия кибитки ооср - перевязь кибитки дееврлх - покрывать кибитку войлоком бүүрч - установщик кибитки юрты хана ( с этим словом впервые столкнулся, когда искал значение имени Бүүрчә, такая оказывается этимология....)

У калмыков направления – үзг, зависели от расположения кибитки, которая ставилась дверью на юг, оно считалось передом - өмн үзг , и считалась правильным направлением зѳв үзг, север – был по отношению к югу обратной (буру) стороной (задом) – ар үзг, слева был - зүн үзг, он же восток- дорд үзг, или нарн һардг үзг – сторона где всходит солнце, справа барун үзг, нарн буудг үзг – сторона где садится солнце. Расположение кроватей - орн, тоже имело определённую ориентацию в пространстве. Они ставились изголовьем на север, во первых, это позволяло видеть вход в юрту, что, в те времена было немаловажным фактором. Во - вторых, они ориентировались согласно магнитному полюсу земли, который идёт с юга на север. Знания утратились, а обрывки знаний остались в виде обычаев, табу, запретов.
направление – үзг 
перед - өмн үзг
зад – ар үзг 
вниз - доргшан
вверх - деегшән
сторона - тал, 
правый - барун
левый - зүн
направо - барун тал, баругшан
налево - зүн тал,

 Виктор Манджиев

Смотрите также связанные статьи

21.12.2016 - Калмыкия получит 388 млн рублей для сбалансированности бюджета
21.11.2016 - Калмыков считают агрессивными: составлена карта стереотипов россиян о россиянах
09.09.2015 - Как заиметь собственное жилье
31.08.2015 - Как найти работу в глубинке
19.08.2015 - Ремонтные материалы и связанные с этим аферы
14.08.2015 - Помощник в решении сложных бюрократических вопросов
07.08.2015 - «Калмэнергосбыт» проиграл дело в арбитраже
07.08.2015 - Природное наследие - под охрану государства
07.08.2015 - Жесткий спрос за финнарушения
03.08.2015 - В интересах жителей
29.07.2015 - Инвестору - нет!
29.07.2015 - Зарплатам инфляцию не догнать
23.07.2015 - Единороссы - за разумную реформу ЖКХ
23.07.2015 - Торговля в проиграше
23.07.2015 - Улица в честь Гари Хохлова
Виктор Манджиев
Дата: 11.02.2011 | Комментарий: 5
Виктор МанджиевВысокая юрта и более низкая - это в зависимости от природных условий. Там где больше выпадает больше снега, там нужны боле островерхие юрты, чтобы уменьшить давление снега и чтобы он под собственным весом скатывался с крыши. А там, где больше ветров, там нужны были низкие кибитки, чтобы, уменьшить сопротивление ветрам, аэродинамика такова, что ветер, наоборот прижимает кибитку к земле. Обратите внимание на строение кровли в тех местах, где много снега, например в Финляндии.
Дата регистрации: Нет информации
Казах-Тенгри
Дата: 10.02.2011 | Комментарий: 4
Казах-ТенгриДа уж, юрта это целая философия на тему мироздания. И нет более удобного и комфортного жилища для кочевых и не только народов, зимой тепло, а летом прохладно, это все чудесные свойства войлока. А вот мне хотелось бы узнать чем принципиально отличаются юрты всех тюрко-монгольских народов? Вот например у казахов, алтайцев и кыргыз юрты высокие, а у монголов они плосковатые. И где появилась первая юрта вообще?
Дата регистрации: Нет информации
Виктор Манджиев
Дата: 09.02.2011 | Комментарий: 3
Виктор МанджиевЭта особенность установки юрты, дверью на юг, одинаково сориентированной в пространстве после перекочевок, позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в кибитку через верхнее отверстие в юрте, скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте, весь световой день, от восхода до заката солнца, делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «солнце осветило пол юрты» и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты.
Весь распорядок дня строился по показаниям солнечных часов.
Из скольки стенок бы ни состояла юрта, функцию солнечных часов выполняют 4 стенки. Каждая имеет 14 точек соединения с кровлей, итого 56, плюс четыре уни идут от проема двери. Всего получается 60 точек. Число 60 носит сакральный смысл.
Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты.
Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний - в час курицы.
• час тигра (4.00) - время дойки;
• час зайца (6.00) - время выгона скота на пастбище;
• час дракона (8.00)- время кипятить молоко, начинать уборку;
• час змеи (10.00) - время изготовления сыра, сушеных пенок;
• час лошади (12.00) - время дойки овец;
• час овцы (14.00) - время домашних и других дел;
• час обезьяны (16.00) - время возвращения скота с пастбищ;
• час курицы (18.00) - время вечерней дойки.

Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается очаг . С очагом связана семантика названия младшего сына "отхн" - " был связан с культом хранителя домашнего очага или "эзн" — владыки, хозяина. От древних обычаев сохранилось уважительное отношение к очагу, месту обитания богини огня Ут или хозяина огня – Отхан-галахан." Т.к младший сын наследовал отцовский очаг, становился отцовским наследником, то и называли его - "отхн кoвyн"- младший сын.
Дата регистрации: Нет информации
Виктор Манджиев
Дата: 08.02.2011 | Комментарий: 2
Виктор МанджиевИшкэ гер имеет двухтысячелетнюю историю. Известны описания юрт хунну, живших на территории Монголии в III – I вв. до н.э., а с VI в. н.э. юрта практически не изменилась. Кочевой быт требовал, чтобы жилище было разборным, легким и простым в изготовлении. Юрта идеально отвечала этим условиям, и в средневековье считалась одним из наиболее комфортабельных видов жилья. Великий китайский поэт Бо Цзюй-и, живший в то время, так описывал жилище кочевников:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Выковали сотни две колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин юрту ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним на юг она пришла.

Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя ее твердеет грудь,

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло.

Удалившись от степей и гор,

Юрта прибрела ко мне во двор.

Тень ее прекрасна под луной,

А зимой она всегда со мной.

Войлок против инея – стена,

Не страшна и снега пелена,

Там меха атласные лежат,

Прикрывая струн певучих ряд.

Там певец садится в стороне,

Там плясунья пляшет при огне.

В юрту мне милей войти, чем в дом,

Пьяный – сплю на войлоке сухом.

Очага багряные огни

Весело сплетаются в тени,

Угольки таят в себе жару,

Точно орхидеи поутру.

Медленно над сумраком густым

Тянется ночной священный дым,

Тает тушь замерзшая, и вот

Стих, как водопад весной, течет.

Даже в дивный сад из орхидей

Не сманить из этих юрт людей.

В юрте я приму моих гостей,

Юрту сберегу я для детей.

Князь свои дворцы покрыл резьбой?

Что они пред юртой голубой
Дата регистрации: Нет информации
pn2
Дата: 07.02.2011 | Комментарий: 1
pn2Добавлен комментарий в текст статьи.
Дата регистрации: Нет информации
Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:Секретный код
Повторить:

Нет содержания для этого блока!
Погода
ФОБОС: погода в г. Москва
ФОБОС: погода в г. Элиста
Курсы валют
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
Login
Логин

Пароль

Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1262
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 20.02.2017
Собираясь приобрести дом, многие интересуются, на... >>>

За бугром 12.02.2017
Поездка на отдых является одним из самых знаковых ... >>>

Общество 26.01.2017
Для того, чтобы скоротать свободный вечер, человеч... >>>

Калмыкия 21.12.2016
Регионы получат дотации на поддержку мер по обеспе... >>>

Культура 21.12.2016
В ближайшую пятницу, 23 декабря, в день празднован... >>>

Главная | Статьи | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь

Created by Galany4