Калмыцкий Портал

Статьи

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список ]

Махаяна

Махаяна (санскр. "большая колесница"), одно из двух основных направлений буддизма, наряду с тхеравадой. Учение махаяны возникло в Индии в первые века нашей эры и к середине I тысячелетия достигло своего наивысшего расцвета. В это же время оно распространяется из Индии в северные страны и постепенно утверждается в Китае, Тиебете, Непале, Корее, Японии и Монголии.

Поэтому махаяну нередко называют "северным буддизмом".

Название "махаяна" было дано этому направлению самими монахами в ходе диспутов о вероучении с последователями ортодоксальной школы тхеравада, которую в своих полемических трактатах представители нового направления буддизма стали пренебрежительно называть "хинаяна" ("малая колесница").

Различные интерпретации образа Будды и основных положений его учения возникали уже в первые века существования буддизма, но до начала II века н.э. идеи отдельных школ практически не оказывали влияния на его развитие. Во II веке начинают появляться новые трактаты - сутры ("беседы"), претендовавшие на то, что именно в них содержится "высшее" учение Будды, которое долго хранилось в тайне, но теперь открыто вновь. Это привело к проведению резкой грани в области вероучения и к разделению всех буддийских монахов на приверженцев либо традиции махаяны, либо традиции тхеравады.

Монахи-тхеравадины утверждали, что высшей целью монашеской жизни является достижение состояния архата. Архатом называется тот, кто достиг высшего блаженства - нирваны, т.е. искоренил всякое страдание при помощи нравственной чистоты и прозрения и уже не испытает новых перерождений по окончании нынешней жизни. Для того чтобы стать архатом, необходимо вступить в монашескую общину и строго соблюдать монашескую дисциплину. Даже тот мирянин, который почитает "три драгоценности" - Будду, его учение (дхарму) и монашескую общину (сангху), ведет добродетельную жизнь и накапливает тем самым духовные заслуги, все равно должен вновь родиться в мире людей, чтобы вступить на путь монашеской жизни. Таким образом, согласно учению тхеравады, отказ от мирской жизни и вступление в монашескую общину является обязательным условием на пути к освобождению от страданий и достижению нирваны. Последователи тхеравады также считали, что состояние Будды является исключительно привилегией Гаутамы Шакьямуни, который не только был архатом, но и обрел совершенное знание, чтобы наставлять других на путь, ведущий к нирване.

Приверженцы махаяны выдвинули другую цель монашеской жизни, достижимую в равной степени и для мирян - обретение состояния Будды. При этом они осуждали стремление тхеравадинов к состоянию архата, называли его эгоистичным и утверждали, что полное освобождение от страданий возможно только при обретении качеств бодхисаттвы (санскр. "существо, стремящееся к просветлению"). Бодхисаттвы предаются подвижничеству и на монашеском пути, и на пути мирянина, но не для самих себя, а ради спасения других. Они отрицают стремление к личной выгоде и отказываются от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради освобождения всех живых существ от страданий. И если по учению тхеравады путь бодхисаттвы прошли только будды прошлых мировых периодов, Будда нынешнего периода Шакьямуни и Будда Грядущего Майтрея, то махаяна развивает концепцию о "множественности бодхисаттв", согласно которой бодхисаттвой может стать любой человек, поставивший цель выявить в себе Будду. Для этого требуется упорный труд и прохождение необходимых ступеней подготовки: изучение буддийских догматов, психофизическая саморегуляция и совершение деяний в пользу других. В результате бодхисаттва приходит к постижению истинной сущности бытия и к высшему состраданию ко всем живым существам. Являя собой то, что считается двумя столпами махаяны - высшую, трансцедентную мудрость (праджня) и сострадание к миру (каруна), бодхисаттва приобретает способность освобождать остальных людей и мир, в котором они живут, от всех зол. При этом идеал бодхисаттвы как бы "открывается" человеку с двух сторон: тот, кто уже готов, может приступить к подвижничеству на пути бодхисаттвы, а тот, кто еще не готов, может обратиться за помощью к могуществу бодхисаттвы и получить его покровительство.

Сам Будда Шакьямуни в течение неисчислимых временных периодов шел путем бодхисаттвы, борясь за спесение других существ. Эту борьбу он ведет непрестанно и не следует полагать, что со смертью Гаутамы Шакьямуни его существование прекратилось. Уход Будды в нирвану после смерти был не более, чем видимость, призванная вдохновлять других.

Такая точка зрения в корне изменила и характерное для тхеравады восприятие образа Будды только как исторического первоучителя. Махаяна видела в Будде прежде всего его божественную природу и развивала идею о "космическом теле", или "теле Закона" Будды (Дхармакая) - божественной созидательной субстанции, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ. "Космическое тело" Будды и есть та самая Истинная Реальность, которая пронизывает все на свете и является истинной природой каждой вещи и каждого живого существа. "Космическое тело" Будды являет огромное количество других будд, возглавляющих иные миры, существующие в безбрежной реальности. Их власть распространяется повсюду, в том числе и в нашем мире. В итоге сформировалась важнейшая для буддизма махаяны концепция сначала о двух, а потом о тех телах Будды (Трикая): "приобретенное тело" (нирманакая) - видимое физическое тело (например, Гаутама Шакьямуни), в котором Будда является в мир для его спасения; "тело блаженства" (самбхогакая) - отражение "космического тела" Будды в мире форм, в котором он проповедует Закон бодхисаттвам и божествам; и "тело Закона" (Дхармакая) - универсум, вечный Закон, нирвана и подлинно реальный Будда, идентичный Абсолюту и единый со всеми существами.

В махаяне меняется и представление о нирване. Она была отождествлена с "космическим телом" Будды и поэтому человек, живя в реальном земном мире, уже потенциально находится в нирване. Нирвана представляется не просто как прекращение земного существования и уход в вечное блаженное небытие, где отсутствует цепь перерождений, а как постижение иллюзорности материального мира и обретение вследствие этого независимости от "дел и вещей" как от источников страдания. В этом смысле нирвану следует понимать как некое особое состояние духа и сознания, которое дает освобождение уже в этом мире.

Название "махаяна" - "большая колесница" - как раз и подчеркивало, с одной стороны, величие идеала этого пути (достижение состояния Будды), а с другой стороны - его доступность для каждого человека, а не только для монаха (бхикшу).

Основные положения учения махаяны излагают три главных трактата: "Сутра Лотоса благого Закона" (Сад-дхарма-пундарика-сутра), "Сутра видения Чистой Земли" (Сукхавати-вьюха-сутра) и "Сутра Совершенной Мудрости" (Праджня-парамита-сутра).

В "Сутре Лотоса" говорится о единстве трех путей спасения, которые называл Будда: пути ученичества и обретения состояния архата (шравакаяна), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна) и пути помощи другим в достижении спасения (бодхисаттваяна). Все эти три пути провозглашаются одним путем просветления (буддхаяна), поскольку просветление является их общей целью. Будда представлен в "Сутре Лотоса" как божественное существо, которое не связано ни временем, ни пространством. Он окружен мудрецами, архатами, божествами и бодхисаттвами. Именно в этой сутре излагается учение о "космическом теле" Будды и путь бодхисаттвы ставится выше пути архата. Каждый, кто проповедует и слушает "Сутру Лотоса", обретает множество заслуг. По учению ряда школ махаяны, "Сутра Лотоса" не просто излагает истину, но и сама является главным объектом поклонения.

"Сутра видения Чистой Земли" перечисляет обеты бодхисаттвы, данные монахом Дхармакарой, и описывает Чистую Землю (Сукхавати) - рай, который создал Дхармакара после многих тысяч лет своего подвижничества. Дхармакара стал прообразом Будды Амитабхи ("Будды беспредельного света"), культ которого возник в традиции махаяны и затем получил очень широкое распространение. Согласно этой сутре, рай Сукхавати расположен в западной части космической сферы на расстоянии мириадов миров. В Сукхавати прекрасный климат и дворцы из золота, серебра и драгоценных камней, в которых обитают бодхисаттвы, достигающие здесь нирваны. Достичь этого рая можно благодаря добродетельной жизни, благим деяниям и медитации, объектом которой является Будда Амитабха, или даже путем простого повторения имени Амитабхи с искренней верой в его могущество.

"Сутра Совершенной Мудрости" излагает высшую мудрость Будды, мудрость совершенных бодхисаттв и трансцедентных будд. В ней говорится о том, что человеческого "я" не существует, что личность человека, представляющая собой лишь совокупность на миг возникающих и исчезающих энергий и процессов, "пуста" (шунья) - т.е. лишена неизменного "я" и постоянной сущности. Это же можно сказать и обо всем материальном мире: он находится в постоянном процессе становления и потому лишен неизменного ядра. Бодхисаттвы стремятся постичь "пустотность" (шуньята) человеческой личности и мира и "растворить" личность, отделяющую и отчуджающую их от потока жизни. "Растворить" личность означает стереть различия, разделяющие людей и все, что вызывает страдания. Это также означает находиться в единении с каждым моментом потока жизни так, как он происходит, и потому переживать глубинное единство жизни, блаженство "одинаковости".
В свете "пустотности" сансара (мир бесконечных перерождений, скованный узами кармы) и нирвана - тождественны. Иначе говоря, сам мир вещей и явлений и есть нирвана, когда осознана его "пустотность".

В распространении учения махаяны, в его толковании и передаче большую роль играли отдельные наставники. Наиболее выдающимися из ранних учителей махаяны были Нагарджуна (III в.), братья Асанга (IV в.) и Васубандху (V в.). Нагарджуна основал школу Мадхъямика ("Срединное учение"), а Асанга и Васубандху развили положения школы Йогачара ("Практика йоги").
По мере расширения доктринальной части буддийского учения, в махаяне происходит усложнение культовых и обрядовых элементов, в результате чего сложился многоступенчатый и разветвленный пантеон божеств, ставший впоследствии единым для всех направлений буддизма и всех стран буддийского мира.

Высший ранг этого пантеона составляют будды. Буддой считается всякое живое существо, сменившее мир сансары на мир нирваны. Характерные качества Будды - всемогущество, способность совершать чудеса, влиять на события, перерождаться во всех мирах и во всех временных периодах, являться в различных обличьях. Наиболее почитаемыми буддами считаются Гаутама Шакьямуни (будда нынешних времен) и пять будд созерцания (дхьяни-будд), объемлющих всю Вселенную: Вайрочана (центр мироздания), Акшобхья (восток), Ратнасамбхава (юг), Амитабха (запад), Амогасиддхи (север). Особо выделяются будда-целитель Бхайшаджьягуру и будда Грядущего мирового периода Майтрея.

Второй ранг занимают бодхисаттвы - существа, вставшие на путь будды и достигшие просветления, но добровольно отказавшиеся от личного освобождения ради спасения всех живых существ. Бодхисаттва обладает шестью духовными совершенствами (парамитами): щедростью, нравственностью, мужественностью, терпеливостью, мудростью и способностью к созерцанию. С помощью этих совершенств бодхисаттва обретает совершенную мудрость и состояние сострадания ко всем живым существам. Особо почитаемыми бодхисаттвами считаются: Авалокитешвара (олицетворение сострадания), Манджушри (носитель мудрости) и Ваджрапани (борец с заблуждениями). Бодхисаттва может иметь не только мужское, но и женское естество. Наиболее известными из женских бодхисаттв являются Тара, мистическая супруга (шакти) Авалокитешвары, "рожденная из его слез", Сарасвати, покровительница музыки и шакти Манджушри, а также Парамита - "бодхисаттва совершенной мудрости", которую называют "матерью всех будд и бодхисаттв".

Третий ранг образуют архаты - праведники, прошедшие четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигшие его наивысшего уровня (ближайшие ученики будды Шакьямуни) и пратьека-будды ("будды для самих себя") - мудрецы, достигшие нирваны, но не занимающиеся спасением других людей.

К четвертому рангу относятся идамы - "боги, связанные обетом". Это персональные боги-покровители буддийских школ и каждого верующего, принявшего обет верности учению буддизма.

Пятый ранг божеств - чисто женский. К нему относятся дакини ("воздушные путешественницы"). Они являются хранительницами священных сутр и помогают посвященным постичь их тайный смысл. Дакини свободно перемещаются в небесном пространстве, повелевают демонами и могут показываться тем, кто ищет их помощи или вызывает заклинаниями.

Шестой ранг божеств образуют дхармапалы - грозные "защитники Закона". В священных текстах упоминается различное количество этих божеств. К ним относятся Хеваджра, Калачакра, Ваджрапани, Ямантака (Ваджрабхайрава), Хаягрива, Бэгце, Яма, Махакала, Вайшравана, Брахма и Шри-Дэви. (В Тибете богиня Шри-Дэви (тиб. Лхамо) считается покровительницей столицы - Лхасы и пользуется особым почитанием).

Седьмой ранг охватывает многочисленные божества добуддийских культов разных народов, которые стали рассматриваться буддизмом как воплощения будд и бодхисаттв. Например, в него вошли верховные индийские боги Брахма, Шива и Вишну - как воплощение Будды Шакьямуни; японская богиня Солнца Аматэрасу - как воплощение будды Вайрочаны; китайская богиня плодородия и материнства Гуань-инь - как воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Завершает пантеон восьмой ранг божеств-покровителей гор, рек и родников, деревьев, камней, населенных пунктов и т.д. Из божеств этого ранга особо почитаются хозяин вод Лус, небесная птица Гаруда, вечно враждующая со змеями (нага), а также хранители четырех сторон света.

В махаяне получила развитие концепция идеального правителя - чакравартина, покровителя и защитника сангхи и народов, исповедующих буддизм. Власть и богатство такого правителя свидетельствовали о большом объеме заслуг, накопленных им в предыдущих жизнях, и это позволяло причислять его к рангу божеств. Так, к божествам буддийского пантеона у монгол был причислен Чингисхан, а русская императрица Екатерина II была провозглашена воплощением богини Тары после того, как она признала буддизм официальной религией бурят и калмыков, и т.д.

В IV-VI вв. буддизм махаяны утверждается в Китае, где под влиянием традиционных философско-религиозных систем - конфуцианства и даосизма, он претерпевает существенные изменения. Виднейшим буддийским проповедником в Китае был индийский монах Кумараджива (начало V в.), заложивший основы классической школы перевода буддийской литературы с санскрита на китайский язык. Ученик Кумарадживы, Даошэн первым выдвинул чрезвычайно влиятельное в дальневосточном буддизме учение о присутствии природы Будды во всех живых существах и о возможности спасения для каждого путем "внезапного просветления".

За довольно короткий срок в Китае сформировались самостоятельные школы, определившие своеобразие буддийской традиции на Дальнем Востоке. Учение трех ведущих школ китайского буддизма - Тяньтай, Чань и Цзин-ту - снискало самую широкую известность и сыграло ведущую роль в становлении буддизма в Корее, Японии и Вьетнаме.

Школа Тяньтай была основана монахом Чжии (538-597 гг.) и получила свое название по имени горы Тяньтай, на которой Чжии жил и проповедовал. Главным каноническим текстом этой школы стала "Сутра Лотоса благого Закона". Школой Тяньтай было разработано учение о единстве "десяти миров": мира ада, претов (голодных духов), животных, демона Асуры, человека, божеств, шраваков ("слушающих голос"), пратьекабудд ("самостоятельно идущих к просветлению"), бодхисаттв, и, наконец, мира Будды. Принципиальное значение для учения Тяньтай имело утверждение о взаимопроникновении каждого из этих десяти миров друг в друга (в "мире ада" присутствует "мир Будды" и т.д.) и о наличии десяти миров во всем сущем - и в том, что воспринимается как живое, и в том, что принято считать неживым. Последователи Тяньтай выявили три тысячи проявлений взаимопроникновения десяти миров в каждое мгновение. Целью духовной практики школы стала реализация в человеке "мира Будды" и подавление других "миров". Для достижения этой цели предлагалось поклоняться "Сутре Лотоса", тщательно изучать догматику школы Тяньтай и практиковать медитацию. Важное место в учении Тяньтай занимала доктрина о государстве - оно включалось в число объектов спасения, на которые направляется альтруистическая деятельность бодхисаттвы. Сложная философская система и лояльность к верховной власти делали школу Тяньтай особенно популярной среди правящих слоев и аристократии. Тяньтай сыграла очень важную роль в истории буддизма стран Дальнего Востока и в течение нескольких веков занимала в нем ведущее положение.

Последователи школы Цзин-ту следовали "Сутре видения Чистой Земли". Ее основатель Тань-луань (476-542 гг.) истолковывал учение о Чистой Земле и говорил о том, что после смерти каждый может легко достичь ее, если будет повторять изречение "на-мо Амита-фо" ("поклоняюсь Будде Амитабхе"). Он учил, что при помощи такой декламации, не прибегая ни к медитации, ни к какой-либо иной духовной практике, человек может накопить достаточное количество заслуг, чтобы в следующей жизни возродиться в раю Чистой Земли, где он без труда достигнет нирваны. Своей простотой и доступностью учение о Чистой Земле в весьма короткие сроки привлекло к себе тысячи последователей - как монахов, так и мирян. Школа Цзин-ту положила начало амидаизму - самостоятельному направлению буддизма махаяны, получившего распространение среди самых широких слоев населения.

Второй по популярности после Цзин-ту стала школа Чань. Китайское слово "чань" восходит к санскритскому "дхьяна" - медитация. Такое название эта школа получила потому, что ежедневная медитация, продолжающаяся по нескольку часов подряд, была основой ее практики. Основателем школы Чань был индийский монах Бодхидхарма (кит. Дамо), который прибыл в Китай в конце VI века и основал в провинции Хэнань монастырь Шаолинь. Особенностью школы Чань было то, что ее последователи не признавали авторитета священных текстов (сутр), а утверждали, что истина должна передаваться "от сердца к сердцу". Сам Бодхидхарма считается 28-м по счету преемником мудрости Будды, передававшейся непосредственно от учителя к ученику. Другой отличительной особенностью традиции Чань стало учение о "внезапном просветлении" (дунь у), которое развил 6-й (и последний) патриарх Хуэйнэн (638-713 гг.). В чань-буддизме сформировались 4 главных принципа: "не создавай письменных поучений", "передавай учение вне наставлений", "прямо указывай на человеческое сердце", "прозревай природу и становись Буддой". В отличие от других школ китайского буддизма, в монастырях школы Чань большое значение предавалось совместному физическому труду. В монастыре Шаолинь сложилась знаменитая школа воинских искусств Кун-фу. Философия чань-буддизма оказала огромное влияние на литературу и искусство (особенно живопись) всех стран Дальнего Востока. Школа Чань широко распространилась в Корее, Вьетнаме и Японии (где она получила название Дзэн).

В конце VIII в. в Северо-Восточной Индии сложилось еще одно направление махаяны - ваджраяна ("алмазная колесница"), или тантраяна ("колесница тайных обрядов"). В основных вопросах вероучения ваджраяна полностью согласуется с махаяной. Особенность ваджраяны состоит в том, что она ввела в буддизм весьма древние ритуальные и йогические приемы. Ведущая роль в ваджраяне отводится практике "тайной мантры" - многократному повторению магической формулы, что позволяет достичь состояния Будды за одну жизнь, и практике "йоги божественных форм", ускоряющей обретение "второго тела" Будды. Последователи этого направления создали множество трактатов, но подлинная мудрость ваджраяны известна лишь наставникам - сиддхам (санскр. "достигший совершенства"). В отличие от общей традиции махаяны, где знание передается открытым путем, в ваджраяне мудрость сиддхов передавалась только через близкие отношения учителя и тщательно подготовленного ученика. В IХ в. ваджраяна становится доминирующей формой индийского буддизма, проникает на Шри-Ланку, в Индонезию и Китай, но так и не может там окончательно утвердиться. В Японии учение ваджраяны представлено школой Сингон. Однако полного господства ваджраяна достигает в Тибете, гда она считается венцом учения Будды. На основе ваджраяны была создана уникальная форма тибетского буддизма (называемая часто ламаизмом), получившая распространение в районе Гималаев (Индия, Непал, Бутан), а также в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и в ряде районов Алтая.

Во всех без исключения направлениях и школах махаяны буддийская философия достигает своего наивысшего развития.Теоретики махаяны прилагали огромные усилия к тому, чтобы доказать истинность фундаментальных положений своих учений, что в значительной степени стимулировалось полемикой со школой тхеравады и спорами между различными течениями в самой махаяне и, наконец, с небуддийскими философскими системами в Индии и вне ее. Кроме того, в махаяне большое значение приобрела культовая сторона и яркая обрядность. Эти факторы резко повышали возможности нового буддизма влиять на различные слои населения, что и предопределило превращение в мировую религию именно буддизма махаяны.



ten3235@yandex.ru
Дата: 12.11.2010 | Комментарий: 2
ten3235@yandex.ruПо мимо "интеллектуального" есть действующий буддизм, буддизм, который имеет место в Калмыкии. Действующее начало в "действующем" буддизме - это Центральный Храм Буддистов Калмыкии, в лице Настоятеля Храма гелюнга (монаха)Анджи. Это и есть начало-начал в калмыцком буддизме.
Справка:
К сожалению (кучка народа женатых-калмыков) "переодетые" в духовное одеяния игнорируют этот факт, заявляют о своём преоритете и проводят свою бесконтрольную проповедь...., тем самым "путают и так уже запутанный народ".
Так образовалось (анти-калмыцкое движение) женатых Лам:
Это:
1 Движение Экс-гл.редактора "Хальмг-Унн" - Б. Элистаева.
2. Троицкий Хурул (будда-община) - Лама Ешей.
3. Кетченеровский "молебный дом" - Народный Депутат
и, так далее.........
РК. Администрация Бакши Калмыцкого Народа
Бакши Джамба.
Дата регистрации: Нет информации
ten3235@yandex.ru
Дата: 24.07.2010 | Комментарий: 1
ten3235@yandex.ruВыше сказанное относится к "интеллектуальному" буддизму, который подробно был расписан русскими ориенталистами и "переписан" современными буддологами.

Будет правильно (понятно) если мы будем давать информацию о действующем (живом) буддизме, который имеет место в Калмыкии, дальше, в РФ.
"Калмыки должны знать, что они исповедуют и какие ценности передают своим детям".

РК. Администрация Бакши Калмыцкого Народа.
Бакши Джамба.
Дата регистрации: Нет информации
Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:Секретный код
Повторить:

Нет содержания для этого блока!
Погода
ФОБОС: погода в г. Москва
ФОБОС: погода в г. Элиста
Курсы валют
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
Login
Логин

Пароль

Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1260
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 20.02.2017
Собираясь приобрести дом, многие интересуются, на... >>>

За бугром 12.02.2017
Поездка на отдых является одним из самых знаковых ... >>>

Общество 26.01.2017
Для того, чтобы скоротать свободный вечер, человеч... >>>

Калмыкия 21.12.2016
Регионы получат дотации на поддержку мер по обеспе... >>>

Культура 21.12.2016
В ближайшую пятницу, 23 декабря, в день празднован... >>>


Created by Galany4