Калмыцкий Портал

Статьи

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список ]

Калмыки на Южном Урале

Новости столицы Калмыцкой республики Элисты Буран Ягораков

Наверное, немногие из читателей знают, что в XVII веке в степях Южного Зауралья если не полными хозяевами, то претендентами на такое положение были калмыки. Да, предки тех калмыков, что сегодня живут в Нижнем Повол­жье, в Республике Калмыкия.


ДОСЬЕ «ИК»

Гаяз Хамитович Самигулов. Кандидат исторических наук. Профессор кафедры древней истории и этнологии Евразии Южно-Уральского государственного университета.

Родился в 1965 году в челябинском поселке Фатеевка. В 1982-м окончил школу, в 1991-м - исторический факультет Уральского госуниверситета им. Горького в Свердловске (Екатеринбург).

Автор более 50 научных статей и книги «От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости», один из авторов книги «Первые демидовские заводы на Южном Урале». С 2011 года сотрудничает с газетой «Южноуральская панорама», являясь автором эксклюзивных материалов об истории Южного Урала.



ДВОЙНОЙ ПЛЕН

Еще в 1730-х годах калмыки ко­чевали по реке Яик и были окон­ательно вытеснены казахами на Волгу лишь к середине XVIII века. Поскольку чувствовали себя калмы­ки в XVII веке довольно уверенно, то пытались диктовать свои условия соседям, в частности, брать с них ясак.

Периодически они устраивали набеги на земли соседей. Территория Южного Урала не была исключени­ем. Но здешнее население на набеги обычно отвечало взаимностью. Ну, а где набеги и бои, там пленные. В 1730-х годах в зауральских землях среди башкир жило некоторое коли­чество калмыков. Жили они в раз­ных деревнях и разных волостях.

Так, Буран Ягораков жил в дерев­не Бурановой Терсятской волости. Кроме него там жило еще несколько семей, но были они калмыками или нет, я сказать не могу. Видимо, в Кущинской волости, в деревне старши­ны Козяша Рахмангулова, жил мулла калмык Кошай Никаев. А в деревне Ямаровой, рядом с озером Киктан, жил Кашка Ямаров, точнее, жил Ямар Зургатаев с семью сыновьями, одного из которых звали Кашка. К сожалению, мы не знаем, как и ког­да большинство из этих калмыков попало в эти края, но история семьи Ямара Зургатаева известна, и ее мы вкратце изложим.

В 1680-х годах Ямар Зургатаев был взят в плен к башкирам Сальютской волости Кутлумаметом Аккусюковым. Жил он у Кутлумамета в «холопах», то есть невольником. По рассказу его сына, где-то в самом на­чале XVIII века Ямар был отправлен в степь, «на зверовье», то есть на охо­ту «И в то время нападением киргиских казаков назад тому тритцать пять лет взят ис степи в полон».

Киргизские казаки, или киргиз-кайсаки — это казахи. Киргиз- кайсаками их официально называли в большей степени потому, что название «казак» с мягким «к» на кон­це было полностью созвучно слову «казак» в русском языке. Чтобы не путать казаков и казахов, исполь­зовалось такое название. Ну а в ва­рианте этого документа получилось совсем странно.

Итак, Ямар из одного плена по­пал в другой. Но от казахов он бежал к калмыкам (они в ту пору кочевали по Яику, то есть по реке Урал). Пожив какое-то время у своего отца, он попросил у хана Аюки, который в то время возглавлял калмыков, разре­шения вернуться в Башкирию. Хан его отпустил, и Ямар вернулся к сво­ей семье, оставшейся у Кутлумамета Аккусюкова. Спустя некоторое вре­мя после возвращения он выкупил у Кутлумамета себя и всю свою семью, они основали свою деревню и стали жить самостоятельно. Даже планировал купить паспорт, но на это не хватило денег.

Причем в ясак они положены не были — то есть не платили основно­го налога, в отличие от башкир Сальютской волости. Вместо этого они ежегодно давали по 10-40 копеек с человека, этим их участие в плате­жах башкир Сальютской волости ограничивалось.

ЖИТЬ С ВЕРНЫМИ МЕСЧЕРЯКАМИ

 

Скорее всего в ту пору отец Ямар Зургатаев был уже пожилым чело­веком, и функции «главы клана» перешли к старшему сыну — Кашке Ямарову. В марте 1737 года сотник Салжеутской волости Себыкай Ки- дряков обратился в Главное правле­ние Казанских и Сибирских заводов с прошением. Суть прошения была в том, что Кашка Ямаров с родствен­никами, выкупившись из холопства, живут на землях башкир Салжеутской волости, «и владеет нашею землею напрасно без оброку, и кото­рые потребуются с нас Государевы подати или другия какия службы, то оной калмак подмогу нам в том ни­какого не дает».

По словам Кидрякова, «в нынеш­нем 1737-м году в прошедшем Генваре месяце, мы нижайшие у оного калмака Кашки Ямарова в том подмоге и за другие убытки и протори проси­ли, то он калмак Кашка Ямаров дал нам вексель в сороки рублях». Но платить по векселю Кашка Ямаров отказался и от самого векселя «от­пирался». Соответственно, Себыкай Кидряков просил «означенное чис­ло денег с него доправить и отдать мне, а ежели оной калмак Ямаров показанное число по векселю денег нам не отдаст, то повелено б было ево Ямарова из нашей волости вы­слать вон». После рассмотрения челобитной в Правлении наложили резолюцию: «Оным челобитчику и ответчику велеть сюда явится марта к десятому числу».

Но буквально в тот же день, что и челобитная Кидрякова, в Прав­ление заводов поступило «всепо­корнейшее доношение» от Кашки

Ямарова на имя В. Н. Татищева. В доношении он кратко пересказывал историю своей семьи, которое за­вершал фразой: «до сего мой отец, которой уже ныне стар и мать мой Кутлубика, и братья: Калмак, Ку- зяка, Муртаза, Симкай, Дурнай, Баншукар Калмаковы живем в Салжеуцкой волости, в которой нам ныне жить башкирцы не велят и высылают вон». И в заключение об­ращался к В. Н. Татищеву с просьбой: «И Вашего Превосходителства всепокорно прошу, да повелит Ваше Превосходителство меня нижеи­менованного с помянутым отцем моим и братьями допустить жить с верными месчеряками в ведомство старшины Услюма (Муслюма — Г. С.) Аширова и приписать нас всех в служивыя месчеряки в котором служить будем Ея Императорскому Величеству верно».

ПИСАЛ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

 

Того же 2 марта допросили стар­шину Салжеутской волости Шумыша Маметева, и он подтвердил рассказ об истории семьи Кашки Ямарова, но дополнил его неко­торыми деталями. Оказалось, что уже в ходе башкирского восстания 1735-1737 гг. и Кашка Ямаров, и его братья участвовали в набеге на русские слободы: «когда баш­кирцы на Санаре для промысла в Казачью орду и в руские жилисча в нынешнее башкирское замешание воровать ходили, тогда и они все молодые (калмыки — Г. С.), кроме старика, при них были и взятую добычу от Казачьей орды и от рус­ских с протчими делили по себе, в том числе достался из них Козяку руской полоненик, взятой из сло­боды Погорельской».

То есть братья Ямаровы не про­сто участвовали в набеге и участво­вали в дележе добычи, но и одному из них достался русский пленник. Естественно, у В. Н. Татищева «со­товарищи» возникли вопросы к Кашке Ямарову.

Кашку Ямарова быстро нашли и допросили. По поводу векселя он рассказал следующую историю: «в нынешнем 1737-м году в Генваре месяце, а которого числа не упом­ню, приезжали ко мне той же во­лости старшина Шумыш с братом Темиром, Бускун с сыном Салеем человек с пятдесят и приехавши ко мне оные башкирцы и просили денег восемдесят рублев, а как тех денег не дашь, то они с той сво­ей земли меня сошлют... И оной старшина приказал башкирцу той же волости Тенипасу, а чей сын не знаю, наложить мне на ногу колотку, и увезли они меня Терсяцкой волости в деревню Буранову и в той деревне посадили в клеть, где сидел сутки. И у оного старшины просился я на поруки, токмо он меня не отдал, тако ж просился к старшине Кюнчяку, и они меня к нему не повезли, а просили с меня денги, и ис той деревни повели меня пешком в деревню Шумышеву, и довели до деревни Муриной, и у башкирца Муры башкирцы Бускун, Темер и Сюбык, а чьи дети не знаю, просили у меня денег со­рок рублев, и в деревне Куинбаевой оным башкирцом в тех денгах, убоясь, дал я писмо». Вексель на 40 рублей, по объяснению Кашки Ямарова, его вынудили подписать под давлением.

 "Известия Калмыкии", Гаяз САМИГУЛОВ

 

Смотрите также связанные статьи

21.11.2016 - В Элисте после капремонта открылся филиал детской поликлиники
03.09.2016 - Школа жизни
27.07.2015 - Региональный фонд капремонта нарушает закон
23.07.2015 - Элиста на 81-м месте
20.07.2015 - Немного комплиментов Калмыкии
20.06.2015 - Капремонт: первые плоды
20.06.2015 - «ТЕЕГИН АИС» - юбилею Элисты
05.04.2015 - Улицу в честь героя переименовывать не будут
01.04.2015 - Ветер, ветер, ты могуч...
13.03.2015 - Еще один главврач попался на махинациях
13.03.2015 - ДТП на дорогах республики
13.03.2015 - Инвестиции: Что есть, что в перспективе?
13.03.2015 - Гуляй - не хочу!
13.03.2015 - Путевка в кармане
15.02.2015 - Не замеченный коллапс

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:Секретный код
Повторить:

Нет содержания для этого блока!
Погода
ФОБОС: погода в г. Москва
ФОБОС: погода в г. Элиста
Курсы валют
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
Login
Логин

Пароль

Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1258
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 20.02.2017
Собираясь приобрести дом, многие интересуются, на... >>>

За бугром 12.02.2017
Поездка на отдых является одним из самых знаковых ... >>>

Общество 26.01.2017
Для того, чтобы скоротать свободный вечер, человеч... >>>

Калмыкия 21.12.2016
Регионы получат дотации на поддержку мер по обеспе... >>>

Культура 21.12.2016
В ближайшую пятницу, 23 декабря, в день празднован... >>>

Генерация страницы: 0.074 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.007 сек.
Created by Galany4