Калмыцкий Портал

Статьи

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список ]

Жизнь прожить

История из уст стариковСлушая рассказы людей старшего поколения, и особенно преклонного возраста, на глазах которых происходила ломка старого, кстати, не всегда плохого, и становление нового строя (во многом противоречивого), кажется, что уносишься с ними в увлекательное путешествие по страницам истории. Особенно, когда рассказчиком оказывается такой человек, как Надвид Убушиевич Убушиев, человек во многих отношениях интересный, на жизненном пути которого было много горьких и радостных моментов. Как, впрочем, у любого другого человека его возраста.

МЫ НЕ РАБЫ
Надвид Убушиевич родился в хотоне Зурган Малодербетовского района зимой в год Коровы, что соответствует 1925 году по григорианскому календарю, в юрте бедного кочевника Убуши. Это было время, когда калмыцкая степь преображалась, стремительно переходя на социалистические рельсы. «Наш паровоз, вперед лети, в коммуне остановка» - распевала в те годы страна. Местные коммунисты и комсомольцы призывали кочевников переходить на оседлый образ жизни, что нашло широкую поддержку у степняков. Калмыкия уже не была колониальной окраиной России, приобретая черты национального государственного образования. Теперь степной регион именовался Калмобластью, а в перспективе маячила хоть и автономная, но национальная республика. И это воодушевляло большую часть населения калмыцкой степи, поскольку в памяти народной все еще бережно хранилось некогда существовавшее могучее Калмыцкое ханство со своей армией и сложным государственным устройством. К тому же и сказоч-ная страна Бумба, «где счастливы все», тоже была обещана большевиками. Только для начала нужно было построить коммунизм. Задача, как известно, не из легких, и не понятная даже для большинства самих коммунистов. Но это не смущало степняков, коммунизм - так коммунизм, будем строить, там, наверху, виднее.
Однако тогда маленького Надвида такие радужные перспективы и глобальные проблемы пока не волновали. Мимо его детского внимания прошли первые годы коллективизации в степи. Только он помнит, что его мать и отец до возникновения коллективных хозяйств батрачили в русском селе Садовое на местных богатеев. А потом, где-то в конце 20-х годов, и в Зургане образовался колхоз имени Куйбышева, а таких в Малодербетовском районе вскоре стало десятки. Одним из первых председателей стал Ямана Джанджи, старший брат Харкчн Улюмджиевны, будущей супруги Надвида Убушиевича. Он к этому времени окончил Астраханский рабфак, где готовили руководящие кадры для Калмыкии.
Правда, создание коллективных хозяйств сопровождалось «классовой борьбой» в калмыцких хотонах. При этом ни один бедняк или коммунист не пострадал от кулацкого обреза, как это нередко бывало в других регионах страны. А в остальном раскулачивание и выселение зажиточной части населения калмыцкой степи прошло по отработанному в стране победившего социализма сценарию. Не избежали такой участи и крепкие хозяйственники братья Эрендженовы, семья Цедн Салынова и ряд других степняков, единственной виной которых было то, что они жили чуть лучше, чем соседи. Однако у них был выбор, в период создания колхозов им предлагалось излишек скота передать в хозяйство, но Эрендженовы отказались, резонно заявив, что они не для того долгие годы гнули спины, чтобы в одночасье всего лишиться.
Их примеру последовали Салыновы и тем самым подписали себе приговор: их скот и имущество все равно были переданы колхозу, а семьи строптивцев, которых Советская власть признала кулацкими, были сосланы на Урал, откуда на родину так и не вернулись: сгинули, видимо, среди суровых лесов и болот.
Надвид припоминает, что многие семьи стали зажиточными именно в первое десятилетие Советской власти, поскольку новая экономическая политика, принятая еще при жизни Ленина, предусматривала и личное обогащение трудового селянства. Однако тогда никто не предполагал, что все нажитое непосильным трудом может быть в одночасье отобрано властью, а хозяева сосланы на погибель в холодные регионы страны как кулаки, и такая же участь постигнет заступившихся за земляков односельчан, видевших, каких усилий стоило им добиться относительного благополучия.
Кстати, к середине 30-х годов колхоз под руководством Ямана Джанджи вышел в передовики и по итогам пятилетки являлся лучшим не только в районе, но и в республике. Видимо, скот репрессированных кулаков и подкулачников, пополнивших колхозные стада, сыграли не последнюю роль в развитии и расширении хозяйства.
Надвид, как и все дети степняков, в семь лет пошел в первый класс. Поначалу было, конечно, непривычно, поскольку в недавнем прошлом простое население страны в большинстве своем было неграмотным, а в немногочисленные школы калмыки своих детей не отдавали. Теперь же в борьбу с неграмотностью вступило госу-дарство. Невиданное доселе явление, надо сказать. Поэтому рядом с детьми в соседнем помещении от усердия, высунув языки, ста-рательно выводили непослушными руками: «Мы не рабы, рабы не мы» и родители. Там новая рабоче-крестьянская власть орга-низовала ликбез для того, чтобы приобщить отсталую часть населения к зарождающейся пролетарской социалистической культуре. Столов и стульев в импровизированных классах не было, поэтому ученики сидели по-калмыцки, скрестив ноги. Сейчас мало кто помнит, что в 30-е годы прошлого века заведующим отделом агитации и пропаганды Нижневолжского крайкома ВКП (б) являлся Г. Бройдо, который осуществлял общее руководство культпоходом в Калмыкии. Таким образом, в степи развернулось бройдовское движение, охватившее всю кал-мыцкую степь ( в нём участвовало до пяти тысяч учеников старших классов и студентов). Благодаря чему в кратчайшие сроки задача по ликвидации азбучной безграмотности была решена на 80 процентов (это если верить сводкам того времени).
Надвид учился хорошо, а поскольку память у него была отменная, четыре класса начальной школы он окончил на одни пятерки. Нужно было продолжить обучение в районном центре, где находились средняя школа и интернат для детей из дальних хо-тонов. Но дальше учиться не получилось. Родители не отпустили его, так как подрастали младшие братья и сестренки, за которыми нужно было приглядывать. К тому же его отцу нужен был помощник в колхозе. Теперь же, много лет спустя, Надвид Убушиевич считает, что его отец мог бы в те далекие 1930-е обойтись в хозяйстве и без него. Просто тогда степняки в большинстве своем не придавали особого значения учебе, так как считали: для того чтобы ухаживать за овцами, грамотность не нужна. Правда, одноклассник и двоюродный брат Надвида Укрча (Алексей) Бадмаев, будущий народный писатель Калмыкии, в Малых Дербетах окончил-таки среднюю школу. В разгар войны, надо сказать. В начале 40-х Мало- дербетовскую среднюю школу окончили и будущий академик Пюрвя Мучкаев, также из рода дунду-хурул, герои войны Пюрвя Саткуев, Пюрвя Джалхаев и дру-гие известные и неизвестные дундухурульцы.

ГОДЫ БЕЗ БОГА
Тем временем в стране шла борьба с религией. В Москве был взорван храм Христа Спасителя, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в которой участвовали калмыки, татары, башкиры и другие народы России. В стране были уничтожены тысячи православных церквей, мусульманских мечетей, буддийских дацанов, синагог. Правда, построенный нойоном Тюменем по случаю победы над Наполеоном Хошеутовский хурул хотя и был закрыт, но разрушен не был. Каменное здание культового сооружения было ис-пользовано новыми властями под хозяйственные нужды, и в полуразрушенном от времени виде стоит и поныне.
Остальные буддийские храмы в калмыцкой степи к середине 30-х годов прошлого столетия были стерты с лица земли. Такая же участь постигла и знаменитый Дунду-Хурул, построенный в 1737 году по инициативе дербетовского нойона Батр Малячи на встрече зайсангов в урочище Аршань Зельмень. Тогда же было решено возвести еще два храма - Ики-Хурул и Бага-Хурул. На этой встрече присутствовал и калмыцкий хан Дондук-Омбо, который обратился к присутствующим передать в ведение храмов от 10 до 50 кибиток. Так в устье реки Аршань Зельмень появился Ики-Хурул, на берегу речки Хорта - Бага-Хурул, а у озера Ханата - Дунду-Хурул, куда маленький Надвид часто приезжал из Зургана с матерью на молебен. Здесь, подражая взрослым, он всю службу сидел, молитвенно сложив ладошки, и вслед за всеми повторял: «Ом мани падме хум», не понимая смысла молитвы.
Однако ему нравилось посещать хурул, поскольку ничего величественнее и красивее этого здания и внутреннего убранства доселе видеть не приходилось. К слову сказать, храм, состоявший из четырех сёмов, был построен русскими мастерами и вобрал в себя черты тибетско-монгольской архитектуры со значительными элементами русского зодчества; он был действительно очень красив. Рядом с хурулом находилось около четырех десятков домиков, в которых жили священнослужители разных рангов. До революции здесь проживало более полусотни гелюнгов. Однако в ходе гражданской войны и после нее началось преследование церковников. И к началу 30-х годов в Дунду-Хуруле осталось не более десяти гелюнгов.
И вот в мае 1934 года в Ханату приехала группа комсомольцев во главе с секретарями райкома ВКП (б) Огневым и Некрасовым. Тут же, без промедления, предварительно освободив по-мещения от книг и рукописей, из которых соорудили громадный костер, они приступили к разборке зданий. Разобранный по бревнышку большой сём отправили в Малые Дербеты, где из него был построен клуб, второй сём - в Кетченеры, остальные здания также были разобраны и распределены для строительства школ района, благо храм и окружающие его постройки были деревянными. Так, простояв без малого 200 лет, перестал существовать Дунду-Хурул, центр буддийской культуры и знаменитая богословская школа.
Через много лет, после гонений на калмыцкий буддизм и духовенство в калмыцкой степи вновь возродилась духовность, заработали храмы, стали появляться культовые сооружения. Народ принял самое деятельное участие в восстановлении хурулов, поскольку воссоздание традиционных верований степняков было вопросом чести. Надвид Убушиевич также внес в это священное дело свою лепту. В те годы на страницах республиканской газеты «Хальмг унн» и малодербетовской «районки» стали появляться его статьи о буддийских храмах - о том, какие Убушиев видел в детстве, о традиционных религиозных обрядах и людях, служивших в хурулах. Надвид Убушиевич начал писать материалы о происхождении калмыцких родов, что вызвало повышенный интерес к автору в среде исследователей - учёных и студентов КалмГУ.

"Известия Калмыкии", Вячеслав УБУШИЕВ

 

Смотрите также связанные статьи

11.07.2015 - История – важное и полезное дело
21.06.2015 - Человек на войне
17.03.2015 - Немного об истории
07.10.2014 - В целях дальнейшего развития буддизма
25.09.2014 - На всех радости хватит
01.09.2014 - Начали реставрировать Дацан
01.09.2014 - Смешные прозвища правителей
11.02.2011 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 3
02.12.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 2
13.10.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 1
05.10.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Введение
23.06.2010 - Тенгри и Этуген
27.05.2010 - Калмыцкая кибитка
21.04.2010 - Хан-hәрд - Аврh Моhа (Орел - Змея)
04.02.2010 - Девять категорий пластики в Джангаре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:Секретный код
Повторить:

Нет содержания для этого блока!
Погода
ФОБОС: погода в г. Москва
ФОБОС: погода в г. Элиста
Курсы валют
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
Login
Логин

Пароль

Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1260
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 20.02.2017
Собираясь приобрести дом, многие интересуются, на... >>>

За бугром 12.02.2017
Поездка на отдых является одним из самых знаковых ... >>>

Общество 26.01.2017
Для того, чтобы скоротать свободный вечер, человеч... >>>

Калмыкия 21.12.2016
Регионы получат дотации на поддержку мер по обеспе... >>>

Культура 21.12.2016
В ближайшую пятницу, 23 декабря, в день празднован... >>>


Created by Galany4