Калмыцкий Портал

Статьи

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список ]

Калмыки: кочевники в Европе

Это единственный народ в Европе, который говорит на языке монгольской группы, исповедует древнейшую мировую религию - буддизм и является носителем развитой кочевой культуры. Все это связывает калмыков с их древней родиной - Центральной Азией...
Происхождение и расселение
Калмыки - единственный в Европе монголоязычный народ, коренное население Республики Калмыкия. Древняя родина калмыков - Центральная Азия. сохранилось до настоящего времени, обогащенное местными традициями и влиянием соседей.
Предки калмыков - монголоязычные племена ойратов - пришли на территорию нынешнего проживания калмыков в конце XVI - начале XVII в., принеся с собой в Прикаспийские степи развитую кочевую культуру, богатую литературную традицию, древнейшую мировую религию - буддизм.

Происхождение и расселение
Калмыки - единственный в Европе монголоязычный народ, коренное население Республики Калмыкия. Древняя родина калмыков - Центральная Азия. сохранилось до настоящего времени, обогащенное местными традициями и влиянием соседей.
Предки калмыков - монголоязычные племена ойратов - пришли на территорию нынешнего проживания калмыков в конце XVI - начале XVII в., принеся с собой в Прикаспийские степи развитую кочевую культуру, богатую литературную традицию, древнейшую мировую религию - буддизм.

Особенности этноса
Национальное своеобразие традиционной культуры калмыков обусловлено их тесными контактами с тюркскими и тунгусо-манчжурскими племенами в ойратский период (до XVI в.), а в дальнейшем - этнокультурными связями с народами Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Согласно одной из научных гипотез, ойратов, отделившихся от основной массы западно-монгольских племен, русские вслед за тюркскими народами стали называть "калмак", что на тюркском языке означает "остаток". Самоназвание "калмык" было принято ойратами только в конце XVIII в.

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы и обладают всеми характерными чертами, присущими монгольским народам: невысокие, коренастые, с резко очерченными скулами, слегка приплюснутым носом, типично монгольским разрезом глаз, смуглой кожей и черными прямыми волосами.

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой. Климат и ландшафт Нижнего Поволжья явились оптимальными для продолжения и развития древних скотоводческих традиций калмыков. Они разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов.

Домашний быт
Поселения калмыков "хотоны" носили временный характер и состояли из нескольких расположенных по кругу кибиток - аналогов монгольских войлочных юрт. Внутреннее пространство кибитки разделялось на мужскую (правую) и женскую (левую) половины (если стоять в кибитке лицом к входу). В центре жилища располагался очаг, напротив входа - почетное место для гостей и кровать хозяев, а слева от изголовья - домашний буддийский алтарь.

Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Вся мебель и утварь - кадки для кумыса (кобыльего молока), блюда, чашки, ковши - изготавливались из дерева. Будучи скотоводами, калмыки издавна умели выделывать кожу, катать войлок, который шел на изготовление покрышек для кибитки, ковров, попон для лошадей и верблюдов. Исконно женскими занятиями были прядение, ткачество, сучение шерстяных ниток, изготовление и декорирование одежды.

Национальный костюм
Национальный калмыцкий костюм испытал сильное влияние народов Северного Кавказа. Мужской костюм состоял из короткого кафтана ("бюшмюд" - аналог черкески), манишки, шаровар, которые заправляли в мягкие кожаные сапоги, пришедшие на смену монгольским - с загнутыми носками. Основным украшением мужского костюма являлись наборные серебряные пояса "бусе"
Костюм девушки во многом походил на мужской. Женский костюм в большей степени сохранил древние монгольские черты. Его основу составляли длинное закрытое платье, пришедшее на смену традиционному халату, и распашная безрукавка. Калмыцких головных уборов насчитывалось до 20 видов.
Парадная одежда надевалась только по праздникам, наиболее значимыми из которых были свадьба, Цаган Сар, Урюс.

Свадьба
Обязательным элементом свадебного обряда являлся визит жениха к родителям невесты с подношением дорогих угощений и подарков-символов: белого платка с завязанными в нем монетами - знака будущего единства двух семей - или кожаного сосуда с кумысом - знака благодарности родителям девушки. Главным этапом свадьбы был увоз невесты и свадебный пир. На стол подавали вареную баранину, печенье ("боорцг"), разновидность пельменей ("берг"), обязательно кумыс, молочную водку, традиционный калмыцкий чай с добавлением молока, соли, масла и мускатного ореха.

Праздник наступления весны
С глубокой древности у калмыков сохранились праздник наступления весны Цаган Сар ("белый" или "счастливый" месяц) и праздник лета Урюс, направленный на обеспечение богатого приплода скота. В дни Урюса лошадей и овец окропляли молоком и кумысом, приносили жертвы духам предков, земли и неба, устраивали состязания в национальных видах спорта: борьбе, скачках, стрельбе из лука.

Возрождение национального самосознания
В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы.
Уже несколько лет с успехом проводится праздник "Джангариада" (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных символов и традиций калмыцкого народа.
Ярким проявлением духовной культуры калмыков является фольклор, истоки которого восходят к древним центрально-азиатским традициям. С незапамятных времен в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос "Джангр", по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы. Огромным уважением пользовались джангарчи - мастера-исполнители "Джангра", поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры .


Праздничный женский костюм. Калмыки. Астраханская губ. Конец XIX в. Фонды РЭМ.


Парадная композиция в виде стилизованного изображения буддийского алтаря с центральной фигурой Ушнишавиджаи. Калмыки. XIX в. Фонды РЭМ.


Сосуды для чая. Калмыки. Астраханская губ. Конец XIX в. Фонды РЭМ.


Чаепитие в степи. Калмыки. Донская обл., Сальский р-н. Конец XIX в. Фонды РЭМ.


Женщина у кибитки. Калмыки. Донская обл., Сальский р-н. Конец XIX в. Фонды РЭМ.


http://www.ethnomuseum.ru/section66/127/163/230.htm

Смотрите также связанные статьи

23.07.2015 - Жизнь прожить
11.07.2015 - История – важное и полезное дело
21.06.2015 - Человек на войне
17.03.2015 - Немного об истории
07.10.2014 - В целях дальнейшего развития буддизма
25.09.2014 - На всех радости хватит
01.09.2014 - Начали реставрировать Дацан
01.09.2014 - Смешные прозвища правителей
11.02.2011 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 3
02.12.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 2
13.10.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 1
05.10.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Введение
23.06.2010 - Тенгри и Этуген
27.05.2010 - Калмыцкая кибитка
21.04.2010 - Хан-hәрд - Аврh Моhа (Орел - Змея)
Гость
Дата: 05.11.2013 | Комментарий: 46
Гость33 комент. Также можно утверждать что японцы и корейцы один народ .Конечно , это очевидно ,что монголы и рядом живущие тюркоязычные народы в родстве.Жили в одних местах,питались примерно одинаково.Но то что это один народ -не серьёзно.
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 05.11.2013 | Комментарий: 45
Гость19 коммент Хальмг биш!Чи нохан басн!
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 19.07.2013 | Комментарий: 44
ГостьНа "фото" - сальские или "кочевые калмыки". По мимо "сальских"- у (нас) был свой (родов=ой) БАКШИ. В Больше-Дербетах - был - свой БАКШИ, в средне-улусном (аймак) были малодербетовские Бакши. В Мачу(олус) были свои Бакши, в астраханских были свои БАКШИ. В целом: МЫ:
Российские калмыки культивируем "КАССР" и в этом "путаемся...
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 19.07.2013 | Комментарий: 43
ГостьНа "фото" - сальские или "кочевые калмыки". По мимо "сальских"- у (нас) был свой (родов=ой) БАКШИ. В Больше-Дербетах - был - свой БАКШИ, в средне-улусном (аймак) были малодербетовские Бакши. В Мачу(олус) были свои Бакши, в астраханских были свои БАКШИ. В целом: МЫ:
Российские калмыки культивируем "КАССР" и в этом "путаемся...
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 27.04.2013 | Комментарий: 42
ГостьК комментарии № 19:
В с. Малые-Дербеты (на "базаре") я вижу "чеченок" (мусульманок) и уважительно к ним обращаюсь "дотал-ло" .
Это слово "дотал-ло" меня научил "чечен", который спас мне жизнь и я благодарен всем чеченцам в РК и не только в РК...
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 27.04.2013 | Комментарий: 41
ГостьК комментарию №19:
Не переживай -
Ныне действующие буддисты РК или "отибеченные калмыки" - абсолютно не уважают своих духовных лидеров и потому падают на "колени" перед тибетскими сепаратистами и к политикам РК. Вся проблема в калмыцкой "бытавухе...".
То, что касается ВАС:
Я, сам (будучи "афганцем" и знаю своих боевых братьем -мусульман) - МЫ, не очень то разделялись на "своих" и "чужих" и были одно ЦЕЛОЕ и в этом была наша СИЛА..
Я ( советую ) - не разделяйтесь и будьте ВМЕСТЕ в нашей Республики Калмыкия..
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 28.01.2013 | Комментарий: 40
Гостькоментарию №39 а ты кто такой? китайский засланец?
Дата регистрации: Нет информации
ten3233.t@yandex.ru
Дата: 24.01.2013 | Комментарий: 39
ten3233.t@yandex.ruУважаемые (калмыки), которые 20 лет (падают на "колени") перед тибетским сепаратистом (тело тулку римпоче и его "калмыко-образное окружение) и выражают интересы (тибетских сепаратистов) - и, что:
"У современных "калмыков" полностью отсутстивует способность (поддеживать) национальных духовных лидеров и потому, (мы) выдвигаем (чиновника.....), а они (манипулируют (калмыцким сознанием..."
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 08.01.2013 | Комментарий: 38
Гостьдаже среди мусульман он будет неполноценным. он к сожалению этого не понимает. своим он для них не будет, ему все время придется им в рот заглядывать, доказывать что он свой. они между собой не могут договориться не говоря о таких как он. для кавказцев он будет всегда второсортным.
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 06.01.2013 | Комментарий: 37
Гостьесли человек не знает своей культуры и веры то он может говорить такие глупости ,доказывать величии чужой религии. мы не доказываем что Будда истинный бог, мы говорим что все в этом мире имеет свои причины, что счастье и горе человек создает себе сам. Будда не наказывает человека, человек сам создает причины своих страданий. Он лишь указал на существование этого закона. Будда дал учение для развития ума. кто работает над своими недостатками ему нет нужды доказывать величие своей веры. сравнить и измерить буддизм мерками других религий не возможно он уникален и оценить его можно только поняв учение. ну и что будет если глупый калмык(несчастный человек предавший свой народ и предков) докажет что ислам истинная вера? он от этого станет лучше? умнее? мудрее? ему нечего сказать о буддизме которого он не знает вот и прицепился к статуям.
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 06.01.2013 | Комментарий: 36
Гостькалмаки-это те кто не принял ислам, оставшиеся в старой вере. так нас назвали мусульмане. название народа уже само собой говорит о том что мы не муслимы. если калмык принял ислам то он уже не калмык. предки сделали свой выбор, не прогнулись под набирающую тогда силу религию. любой народ переживает взлеты и падения сейчас у нашего народа не лучшие времена, когда народ проходит испытание на прочность появляются слабодушные которые ведутся на все яркое и блестящее. как говорится шелуха отсеивается и нам с этими предателями не по пути. наступят времена испытаний у тех к кому они перебежали и они предадут своих новых хозяев. предавший один раз предаст еще раз.
Дата регистрации: Нет информации
Ерлан
Дата: 25.08.2012 | Комментарий: 35
ЕрланА на счет Калмыков.Этот народ как известно всем был изгнан со своей Родины китайцами так же ,как и все другие племена до этого.Которые позже составили основу Казахской нации.Последний контайджи Амурсана был поставлен перед фактом полного уничтожения своего народа. Он попрасил помощь у братских народов Казахстана и Средней азии, но к сожалению силы были не равны .Теснимые Российской Империей Казахи с севера иДжунгары Китайской Империей с юга Фактически были натравлены друг на друга.Около 1000000джунгар было истреблено.Россия использовала Калмыков для истребления казахов в Кубани,ставрополе,наВолге иУрале.Для этого они начали интенсивно переселять калмыков в современную калмыкию.Фактически были полностью истреблены Ногаи и Черкесы.Это была трагедия двух братских народов_ калмыков и казахов.По существу мы фактически повторяли судьбу индейцев Америки.Вождь калмыков Аюка пытался вернутся в джунгарию.Остатки Калмыков растворились как до них их предки в составе Киргизов.Казахов иушли на алтай.И мы не в праве осуждать этот многострадальный народ за то что они приняли Ислам.Это была попытка выжить.
Дата регистрации: Нет информации
Ерлан
Дата: 25.08.2012 | Комментарий: 34
ЕрланДалее кочевники исповедовали Буддизм. Шаманизм . Иудаизм и позже Ислам.Но Ислам ни когда не насил у нас агрессивную форму.Это религия добра,духовности, просвещенности.Но в последнее время ряды мусульман пополняются людьми неграмотными,отсталыми и бездуховными.Это связано с отсутствием идеалогии и безработицей в стране. В Ислам вступают в большинстве люди отчаявшиеся или по велению моды.
Дата регистрации: Нет информации
Ерлан
Дата: 25.08.2012 | Комментарий: 33
ЕрланПродолжу дальше.По существу тюрки и монголы это один народ.А на счет религии. Наши предки были очень талерантны в этом вопросе. Они исповедовали тенгрианство, которое оказало большое влияние на многие мировые религии. в частности на христианство.Поясню на примере.Например крест это знак солнца.А иса(иссус ) был распят на " Т" образной палке,а не на кресте. Однако это не помешало христианам утвердить символом хрестианства именно крест.Поясню почему. Потому что христианская вера придя в Половецкие степи из Византии должна была найти точки соприкосновения с тенгрианством.И оно было найдено. Символ солнца "Крест" стал символом христианства.И кочевники стали христианами манихейского и несторианского толка.
Дата регистрации: Нет информации
Ерлан
Дата: 25.08.2012 | Комментарий: 32
ЕрланНапример : аргыны, найманы. кереи(кереиты),дулаты и т.д. Я не говорю о явно монгольских племенах , таких как конрад и жалаир.Почему разные языки? Поясняю.Прия в тюркскую языковую среду монголы переходили на тюркский язык и женились на местных тюрчанках (казашках) , отсюда наш язык называется " Ана Тили " , а не казахский. Улавливаете момент?
Дата регистрации: Нет информации

Всего 46 на 4 страницах по 15 на каждой странице

1 2 3 4 >>
Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:Секретный код
Повторить:

Нет содержания для этого блока!
Погода
ФОБОС: погода в г. Москва
ФОБОС: погода в г. Элиста
Курсы валют
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
Login
Логин

Пароль

Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1256
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 20.02.2017
Собираясь приобрести дом, многие интересуются, на... >>>

За бугром 12.02.2017
Поездка на отдых является одним из самых знаковых ... >>>

Общество 26.01.2017
Для того, чтобы скоротать свободный вечер, человеч... >>>

Калмыкия 21.12.2016
Регионы получат дотации на поддержку мер по обеспе... >>>

Культура 21.12.2016
В ближайшую пятницу, 23 декабря, в день празднован... >>>

Генерация страницы: 0.165 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.007 сек.
Created by Galany4