Калмыцкий Портал

Статьи

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список ]

Путь самурая Саши

Еситиро НакагаваИмя Еситиро Накагава звучит, пожалуй, несколько экзотично для затерянного в степях калмыцкого поселка. Поэтому соседи называют его просто дядя Саша. У него два имени, две жизни, две родины. Японский летчик, сражавшийся во вторую мировую с американскими и советскими войсками, вот уже больше тридцати лет живет в Калмыкии. Чтобы не попасть в плен, он, как и положено самураю, совершил харакири. Однако врачи спасли его, и с тех пор Россия стала ему если и не доброй матерью, то вполне сносной мачехой. На поиски самурая с загадочной русско-японской душой наш корреспондент отправился в Ики-Бурульский район Калмыкии.

В ДОМЕ САМУРАЯ ТОЛЬКО ИКОНЫ

Кругом степь, бескрайняя и по-осеннему мрачная. Вдоль дороги ни деревца, ни кустика - выжженная за лето трава да телеграфные столбы. За рулем "Газели", следующей из Элисты на юг Калмыкии, добродушный калмык Очир. Он знает всех своих пассажиров, по-свойски спрашивает их о делах.



- Говорят, у вас в поселке живет японский самурай Еситиро Накагава, - я тоже включаюсь в беседу.

Еситиро Накагава- Так вы к дяде Саше? Да я прямо до его дома довезу, - охотно отвечает тот. - Только он, наверное, сейчас на рыбалке, большой любитель с удочкой постоять. К нему в последнее время многие приезжают - то из японского посольства, то из какого-то поискового клуба... В поселке его ценят - работал хорошо, недавно только на пенсию вышел, вежливый такой, почтительный. При встрече всегда чуть-чуть поклонится - и в самом деле японец. Только он скромный очень, не любит о себе рассказывать. А шрам у него на животе я сам видел - в виде креста.

Два часа езды - и мы в поселке Южном. Небольшой кирпичный домик за покосившимся забором мало чем отличается от соседских. Дядя Саша встречает меня по-японски сдержанно, но по-русски гостеприимно, сразу приглашая в дом.

- Разуваться не надо, прохладно, - предупреждает меня его жена, тетя Люба. - Ночевать у нас останешься, на диване постелим.

Вот так запросто, без всяких церемоний в этой русско-калмыцко-японской семье предложили остаться на ночь практически незнакомому человеку. С облегчением принимаю приглашение: ближайшая гостиница в пятидесяти километрах отсюда.

Добротный каменный дом постройки 1970 годов, проржавевшая калитка, по двору бродят куры и гуси. В доме тоже нет ничего, напоминающего о Японии. На стене православная икона, а не статуэтка Будды.

ОН НОСИЛ ПОВЯЗКУ СМЕРТНИКА

Дядя Саша и в самом деле немногословен. Он рассказывает о далеком детстве отстраненно, будто это было не с ним. За многие годы стерлись подробности, забылись детали. Родился в японском городе Ямагата. У отца был, как сказали бы сейчас, небольшой бизнес. В доме подрастали двое сыновей и четверо дочерей. Семья не раз переезжала - в Токио, потом на Сахалин.

- Учили нас всех одинаково, - вспоминает дядя Саша. - Нельзя убивать, нельзя воровать, нельзя обижать людей. А потом началась война, и все смешалось. Следовать этим правилам стало невозможно...

О войне Еситиро рассказывает неохотно: "Ничего хорошего нет в войне, а о плохом зачем вспоминать? Только расстраиваться". Ему было двадцать с хвостиком, когда он стал летчиком-истребителем, офицером Квантунской армии. Это было очень почетно - близкие могли гордиться им. Он даже носил на голове особую повязку - почетный знак, отличавший летчика от других военных. Это была повязка смертника.

С этической точки зрения Еситиро Накагава в России едва ли можно назвать героем, но по абстрактным военным меркам он, несомненно, им является. Офицер Накагава сбил 18 вражеских самолетов. С 1941 года воевал на Филиппинских островах против США, с января 1945 года - против Советского Союза на Сахалине. За высочайшее мастерство и мужество он неоднократно награждался японским военным командованием. А в августе 1945-го советские солдаты сбили его самолет.

Путь самурая оказался коротким. Еситиро Накагава не мог поступить иначе: уважение к традициям у него в крови, как у всякого японца. Воин до последнего часа должен быть бесконечно предан своему роду. Высшая степень преданности - готовность умереть, если выполнять долг невозможно. 26-летний юноша достал штык-нож и последовал древнему обычаю - совершил сеппуку, то есть харакири.

- Так делали многие японские солдаты, - объясняет дядя Саша свой поступок. - Все понимали: в плен попадешь - еще хуже...

Однако Еситиро Накагава было суждено узнать и реалии советского лагеря для военнопленных. Жизнь самурая окончилась, но жизнь человеческая продолжалась. Русский хирург Олег Павлович Терентьев тоже выполнял свой долг и следовал своей клятве. Он спас японского летчика от верной смерти. "Имя его я теперь до самого конца не забуду", - говорит дядя Саша, и в голосе его слышится и благодарность, и сожаление одновременно.

"РЫБАЛКА ЗДЕСЬ ЗНАТНАЯ..."

После освобождения из плена он так и не вернулся на родину, хотя возможность была. Быть в плену недостойно чести воина. К тому же в СССР, в Узбекистане, у него уже была семья - молодая жена и сын с русским именем Алексей. Его, как и дочь Галину, дядя Саша не видел уже много лет, хотя фотографии детей хранит. Не сложилось, разошелся с женой, уехал в Дагестан. И только потом переселился в Калмыкию.

В 60-е годы прошлого века здесь появился новый поселок с неоригинальным названием Южный. Русские, дагестанцы, армяне, азербайджанцы, аварцы, чеченцы - осваивать богатства калмыцких степей приезжали со всех концов Советского Союза, кто по распределению, кто по доброй воле. И сейчас в Южном при населении в шестьсот человек живут представители пятнадцати национальностей. Живут, кстати, очень мирно, хоть и бедно. Сегодня молодежь все чаще покидает Южный и едет на заработки в Москву, Ставрополь или в Краснодар, а сорок лет назад работы хватало всем - развивалось рыбное хозяйство, животноводческая ферма, строился водопровод.

Еситиро Накагава быстро ассимилировался в Южном - к тому времени он уже неплохо говорил по-русски, а внешность у него была для тех мест вполне обычной. Разве что скулы у калмыков пошире. Именно здесь он стал дядей Сашей, обзавелся новой семьей и приемными детьми. По-японски добросовестно работал механизатором на Чограйском водохранилище, рассказывают, что как-то раз даже спас трех тонувших женщин.

- Рыбалка здесь знатная, - говорит дядя Саша. - Судак, сазан. Тихо, спокойно...

ДВЕ ЛИНИИ ЖИЗНИ ПЕРЕСЕКЛИСЬ

Мы ужинаем вместе с семьей Накагава - дядей Сашей, тетей Любой, дочерью Оксаной и маленькими внуками Алешей и Игнатом. Чисто русская трапеза - картофельный суп на гусином бульоне, жареная картошка. О суши и прочих японских яствах в поселке Южном и не слыхали. "Вот досада: гость в доме, а хлеб не удался", - хозяйка явно скромничает. Хлеб здесь тоже пекут сами.

Потом дядя Саша показывает мне свой личный "кабинет" - строительный вагончик во дворе. Здесь стоят его любимые удочки, кое-какие инструменты, сварочный полуавтомат из Донецка. На фоне всего этого резко выделяется новенький чемодан с яркими наклейками и надписями на английском и японском. Дядя Саша достает из него пачку фотографий.

- Это мы с сестренкой, ее зовут Тоеко. Больше шестидесяти лет не виделись. А недавно встретились. Сначала она сюда приезжала, а недавно и я в Японии был.

Только в 2001 году дядя Саша решил попробовать снова стать Еситиро Накагава. Написал письмо в военно-поисковую организацию и попросил дать ему возможность снова увидеть свою первую родину. Ответ пришел не скоро: обстоятельства жизни бывшего японского летчика пристально изучались и российской, и японской стороной.

А потом вдруг приехала делегация из Японии. Расспрашивали обо всем, даже взяли анализ ДНК. Он подтвердил, что калмыцкий дядя Саша и в самом деле японский офицер Еситиро Накагава.

- Я с удивлением узнал, что и мой брат, и мои сестры живы, - рассказывает дядя Саша. - А потом Тоеко приехала ко мне в Калмыкию.

Говорят, сестра при встрече много плакала. Сложно сказать, чего в этих слезах больше - радости от встречи с братом или горечи от увиденного. Ведь жизнь в Южном далека от японской. Пенсия у дяди Саши небольшая, живут более чем скромно, экономят на всем. Правда, хозяйство выручает - огород, куры да утки. В поселке нет врача, не работает водопровод, дороги грунтовые. Весной и осенью самая популярная обувь - резиновые сапоги. В семь часов вечера жизнь замирает - на улицах нет ни одного фонаря, темнота в степи такая, что не видно вытянутой руки. "Зато рождаемость хорошая", - шутят по этому поводу сельчане.

Поразили японских гостей и огромные просторы неосвоенных земель. "Когда я сказал, сколько у меня земли в собственности, японцы просто ахнули, - рассказывает житель поселка Александр Бадмаев. - По их меркам я должен быть миллионером".

А этим летом настал и черед дяди Саши удивляться. Две линии его жизни пересеклись, и после шестидесяти лет разлуки он отправился наконец в Японию.

- Сейчас это совсем другая страна, не та, которую я помню, - делится он впечатлениями. - Не осталось ничего довоенного. Высокие дома, широкие улицы...

Еситиро Накагава заново познакомился со всей своей японской семьей. Брат Ешио - владелец ресторана, сестра Тоеко - медик. Все, конечно, немолоды, но от российских пенсионеров отличаются разительно. Вместе вспоминали и пели старые японские песни. А на могиле матери Еситиро расплакался, как ребенок. Будто и не было этих десятилетий.

- Разговаривали и по-японски, и через переводчика. Я ведь за шестьдесят лет и язык родной уже забыл. А пока начал вспоминать, уже и домой надо было возвращаться...

Домой - это сюда, в Калмыкию. К жене, дочери и внукам, хоть и не родным, но все равно своим. "Мы думали, что он и не вернется уже, - говорит сосед. - Тетя Люба вон как плакала. А он приехал, и быстро - всего-то две недели не было".

Да, родина у него теперь здесь. Как и положено самураю, он хранит ей верность.

...На следующий день дядя Саша лично провожает меня до автобуса.

- Белой дороги! - по-калмыцки прощается дядя Саша. - Приезжай к нам весной, в апреле. Степь цветет, красиво...

Вместо цветущей сакуры он вот уже больше тридцати лет любуется цветущей калмыцкой степью.

Кудрикова Валентина

Москва - Элиста

Смотрите также связанные статьи

23.07.2015 - Жизнь прожить
11.07.2015 - История – важное и полезное дело
21.06.2015 - Человек на войне
17.03.2015 - Немного об истории
07.10.2014 - В целях дальнейшего развития буддизма
25.09.2014 - На всех радости хватит
01.09.2014 - Начали реставрировать Дацан
01.09.2014 - Смешные прозвища правителей
11.02.2011 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 3
02.12.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 2
13.10.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Часть 1
05.10.2010 - Жизнь долго не сменяла гнев на милость. Введение
23.06.2010 - Тенгри и Этуген
27.05.2010 - Калмыцкая кибитка
21.04.2010 - Хан-hәрд - Аврh Моhа (Орел - Змея)
Гость Елена
Дата: 18.02.2014 | Комментарий: 11
Гость ЕленаЭто мой сосед, хороший человек!
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 01.11.2012 | Комментарий: 10
ГостьУ нас в Монголии таких японцев много они почему то к себе не едут и при выкают быстро...
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 30.06.2010 | Комментарий: 9
Гостьаж слезы навернулись
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 15.09.2009 | Комментарий: 8
ГостьА я "родственница" Еситиро Накагава. Была замужем за его внуком Дмитрием.
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 19.02.2009 | Комментарий: 7
Гостья тоже знаю дядю Сашу. некоторые его соседи, когда начали его показывать по федеральным ТВ-каналам говорили, чего, мол, его показывать? тоже,блин, герой. а сколько он наших поубивал. но это злопыхательства завидующих. человек он хороший. помню, на 9 Мая поздравил он меня с праздником, а я ему в ответ: " и Вас так..." и застыл, поняв, что сейчас скажу если не глупость, то уж точно бестактность. стою с глупым выражением, краснею, а он похлопал меня по плечу и говорит: "ничего... ничего..."
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 06.10.2008 | Комментарий: 6
ГостьА я его знаю.я сама из Южного.Жалко дядь Сашу
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 13.09.2008 | Комментарий: 5
Гостькласс!!!
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 13.09.2008 | Комментарий: 4
Гость"аффтар, выпей йаду"
Цитата
На стене православная икона, а не статуэтка Будды.

Нафиг японцу Будда?! У них самая распространенная религия - синтоизм.
За что не люблю таких журналюшек - так это за нежелание подготовиться к репортажу, хоть что-то узнать. Очередня мусорная статья...
http://ru.wikipedia.org/wiki/синтоизм
Дата регистрации: Нет информации
XAH
Дата: 13.09.2008 | Комментарий: 3
XAHgut
Дата регистрации: Нет информации
Saito Hajime
Дата: 08.07.2008 | Комментарий: 2
Saito HajimeКакая трогательная история
Дата регистрации: Нет информации
mike-elista
Дата: 02.07.2008 | Комментарий: 1
mike-elistaЯ даже прдставит себе не мог раньше, что у нас в Калмыкии есть пилот японских ВВС его величества!!!!!!ЕНеужели он также на ZERO летал???
Дата регистрации: 01.07.2008
Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:Секретный код
Повторить:

Нет содержания для этого блока!
Погода
ФОБОС: погода в г. Москва
ФОБОС: погода в г. Элиста
Курсы валют
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
Login
Логин

Пароль

Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1253
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 20.02.2017
Собираясь приобрести дом, многие интересуются, на... >>>

За бугром 12.02.2017
Поездка на отдых является одним из самых знаковых ... >>>

Общество 26.01.2017
Для того, чтобы скоротать свободный вечер, человеч... >>>

Калмыкия 21.12.2016
Регионы получат дотации на поддержку мер по обеспе... >>>

Культура 21.12.2016
В ближайшую пятницу, 23 декабря, в день празднован... >>>

Генерация страницы: 0.05 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.006 сек.
Created by Galany4