Калмыцкий Портал

Статьи

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список ]

Путешествие в Калмыкию, часть пятая. О буддизме и его европейском анклаве.

Учитывая то, что современная мода на буддизм сродни моде вековой давности на кокаин (многие продвинутые леди и джентльмены что-то пробовали, но что – тайна, покрытая томлением и морокой), сейчас я, невзирая на томление и отчаянный заоконный свет, систематизирую основные идеи и характерные черты этой необычной для европейцев религии.
Учение Будды Гаутамы сформировалось в 5 веке до нашей эры на базе традиций и постулатов индийской культуры. Первое время после своего возникновения это учение было скорее этико-философской школой, и лишь затем, уже в новой эре, буддизм стал превращаться в религию – с соответствующем пантеоном и обрядами.
Главная идея буддизма состоит в том, что в мире есть четыре благородные истины, а также судьба (то есть карма) и лучшее из состояний – нирвана.

Истина номер один: существование есть страдание.
Следующая благородная истина: причиной страдания являются всевозможные переживания.
Третья истина: пресечение переживаний ведет к прекращению страданий.
И, наконец, последняя истина: есть некий правильный, срединный путь, когда нет как крайнего аскетизма, так и крайнего гедонизма.
Следование срединному пути ведет к достижению приятного внутреннего спокойствия. Это происходит за счет укрощения необузданных мыслей и желаний, а также за счет культивирования дружелюбия, милосердия и симпатии ко всему живому.
Важным буддийским понятием является карма – своеобразная цепь этической причинности, согласно которой человек в последующих жизнях получает то, что он заслужил в текущем своем бытии.
Самой значимой целью для буддистов является достижение нирваны – особого состояния покоя и блаженства, при котором можно выйти из череды кармических перевоплощений
Последователи учения Будды делятся на профессионалов, то есть монахов, и на заинтересованных любителей, то есть мирян. Так зарождалось право на правду.
Монахи, принимая обеты верности Будде, обязуются выполнять десять весьма строгих предписаний-запретов. Мирянам, конечно, значительно проще, для них определены лишь пять заповедей: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги и не употребляй спиртных напитков. Так закалялся гуманизм.
В настоящее время имеется три официально признанных и достоверно обособленных школы буддизма. Я расскажу о махаяне самой известной, самой массовой и, полагаю, перспективной школе.
Есть такая бабочка – махаон. Она яркая, широко распространенная и очень крупная – ее распростертые черно-желтые крылья могут не уместиться на обычной человеческой ладони.
Такая же и махаяна – яркая, крупная и широко распространенная – ее исповедуют в Китае, Тибете и Монголии. Несложно догадаться, что именно махаяны придерживаются бывшие обитатели Западной Монголии, затем мигрировавшие на запад – калмыки.
В чем же особенности самой «рейтинговой» буддийской школы? В отличие от так называемого ортодоксального буддизма, махаяне присущи переосмысление буддийских положений и разработка новых. Махаяна очень гибка, и поэтому на основе ее традиций разработаны еще два направления: ваджраяна (культивирующая йогу и медитацию) и дзен (пропагандирующий концепцию единства мироздания, а также общего и частого).
Массовое распространение махаяны среди ойратов-калмыков произошло в 17 веке.
Его связывают с подвижнической деятельностью Заи-Пандиты – просветителя, переводчика и создателя калмыцкого алфавита.
А ведь все начиналось неожиданно. В 1616 году известный калмыцкий хан, не имевший наследников, взял да усыновил 16-летнего Заю, имевшего живого отца. Не успел Зая опомниться, как хан отправил его на учебу в Тибет – без обоза с рыбой, но с деньгами на дорогу. Почти полгода целеустремленный юноша шел по горам, по долам, через тернии к звездам просвещения и буддизма…
Учеба смышленому калмыку нравилась. Зая настолько блестяще с ней справлялся, что через 10 лет ему присвоили почетную степень пандиты. Еще через несколько лет Зая-Пандита слал входить в десятку самых значительных тибетских лам, а еще через некоторое время он заслужил высшую ученую степень. Разменяв пятый десяток, лама Зая-Пандита принимает решение возвратиться в родные кочевья – для активной миссионерской деятельности…
Авторитет Заи-Пандиты среди ойратов-калмыков был непререкаемо высок. Мудрый подвижник объяснял заинтересованным степнякам священные сочинения, читал буддийские молитвы, занимался просветительской деятельностью и между делом примирял враждующих ханов.
Кроме того, что Зая-Пандита способствовал распространению и закреплению махаяны, он осуществил еще одну свою значимую идею: «скрестил» калмыцкий разговорный язык с общемонгольской письменностью, то есть, создал оригинальный и поразительно точный алфавит «Тодо бичиг».
Так калмыки обрели свою неповторимую, успешно существующую и поныне письменность.



Зая-Пандита, фотография с сайта gorod-elista.ru

В настоящее время буддизм для калмыков – это и религия, и философия, и образ жизни.
Махаяна удачно впитала в себя добуддийские традиции, которые на протяжении веков культивировались степняками, поэтому никаких внутренних конфликтов калмыцкое вероисповедание не содержит.
Последнее десятилетие – время благоприятствования калмыцкой культуре и калмыцкому буддизму. Издается немало буддийской литературы, в чести человеколюбивая этика, дружелюбие и открытость миру. Действующий хан добился того, что в Калмыкию несколько раз приезжал тибетский Далай-Лама – и это, несмотря на открытое недовольство Китая, который Далай-Ламу считает не меньше, чем врагом (это особая история). Для достойного совершения обрядов выстроены фантастической красоты хурулы, притом оба элистинских храма – крупнейшие в Европе.
В 1996 году на окраине города был выстроен впечатляющий Сякюсн-Сумэ, а в прошлом году на центральной улице (имени, конечно, Ленина), на месте бывшего бетонного завода, был возведен такой белоснежно-пурпурно-золотой храм, что, глядя на него, отчетливо и проникновенно понимаешь: мир – он воздушный и парящий, небо – оно теплое и справедливое, Солнце – оно радушное и ручное, его можно зачерпнуть в ладони и пить, наполняясь ясностью и покоем.
Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» спустился из зенита на Землю и, очутившись на рукотворном холме, готов мирить далекое и близкое, сны и будни, людей и природу:



Он воистину огромен: только в высоту он в 2,5 раза больше своего окраинного собрата. По периметру его окружают 17-ю пагод, в каждой из которых восседает воплощенный в позолоченном камне великий деятель буддийского учения:



Также хурул окружен пребольшим количеством молитвенных барабанов: совершая ритуальный круг, их принято крутить, при этом молясь и загадывая желания:



Главный зал храма – аналог нефа – называется дугана. В нем находится девятиметровая статуя Будды Шакьямуни. Внутри статуи заложены пригоршни калмыцкой земли, а также драгоценности, мантры и молитвы:


Все пять этажей хурула устланы коврами – по ним ходят босиком, а во время молитв на них можно сидеть. На нижнем уровне храма (под дуганой) находится музей буддизма. На  третьем – комнаты приема верующих, на четвертом – кабинет Главы Республики, на пятом – резиденция Его Святейшества Далай Ламы.
Храм возведен в рекордно короткие строки,



Фотография со стенда, через 6 дней внешняя отделка храма будет завершена

но его оформление еще не закончено, сейчас ведется самая тонкая работа – роспись стен. Этим занимаются художники-танкописцы:



Элистинские ветреные ночи… Теперь они наполнены прозрачным золотом хурула: медовым, сладким на вкус, магнетическим, притягательным. Если прислушаться, слышно, как журчат сбегающие по каскадным лестницам водопады, подсвеченные переменчивыми огоньками – то синими, то фиолетовыми. Пусть все течет, все изменяется, но часы – пристрастные счетчики времени – здесь не нужны. Над Элистой – ветер, золото и уверенный в себе покой.



Олег Горбунов

Продолжение следует.
В следующей части я расскажу о калмыцких красоте, искусстве и модели Вселенной.

Смотрите также связанные статьи

21.12.2016 - Калмыкия получит 388 млн рублей для сбалансированности бюджета
21.11.2016 - Калмыков считают агрессивными: составлена карта стереотипов россиян о россиянах
09.09.2015 - Как заиметь собственное жилье
31.08.2015 - Как найти работу в глубинке
19.08.2015 - Ремонтные материалы и связанные с этим аферы
14.08.2015 - Помощник в решении сложных бюрократических вопросов
07.08.2015 - «Калмэнергосбыт» проиграл дело в арбитраже
07.08.2015 - Природное наследие - под охрану государства
07.08.2015 - Жесткий спрос за финнарушения
03.08.2015 - В интересах жителей
29.07.2015 - Инвестору - нет!
29.07.2015 - Зарплатам инфляцию не догнать
23.07.2015 - Единороссы - за разумную реформу ЖКХ
23.07.2015 - Торговля в проиграше
23.07.2015 - Улица в честь Гари Хохлова
ten3235@yandex.ru
Дата: 28.08.2010 | Комментарий: 6
ten3235@yandex.ruБУДДА МНОГОЛИК, КАК И МНОГОЛИКИ ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Вне всякого сомнения, Центральный Храм Буддистов Калмыкии - это национальое достояние российских калмыков. Но, проблема в том, что (официально) наше достояние называется "центром изучения тибетского буддизма" и тесно связан с политикой 14-го далай-ламы. Выходит так, национальное достоинство калмыцкого народа выражает интересы не Тибета, а движение политизированных тибетцев.
Давайте разберёмся:
1) В (самом) Тибете, настоятели монастырей ни как не связывают свой буддизм с политикой 14-го далай-ламы. Более того, они не считают его своим духовным лидером.
2) В Индии, в штаб-квартире 14-го далай-ламы, тибетцы-беженцы заявляют о духовном приоретете 14-го далай-ламы и этот "приоретет" внедрили в калмыцкий народ.
Вопрос:
Какой буддизм культивирует калмыцкий народ и вообще, что он хочет от политики 14-го далай-ламы.
Справка:
Калмыцкие "дети" (прошедшие курс обучения в политизированном движении тибетцев-беженцев, в Индии) не в состоянии разработать национальную доктрину и потому, мы вынуждены возрождать то, чего САМИ НЕ ЗНАЕМ.
То есть:
Мы говорим о буддизме, а сами возрождаем внутри-тибето-китайский конфликт и на этом выстраиваем своё будущее. Это не просто проблема, это тупик, который длится на протяжении 18 лет. И, что удивляет:
Представители 14-го далай-ламы на протяжении 18 лет объясняют нам тибетский буддизм и как его нужно принимать, а мы до сих пор не можем его понять и, тем более, принять.

РК. Администрация Бакши Калмыцкого Народа.
Бакши Джамба.
Дата регистрации: Нет информации
Tihonov
Дата: 13.04.2009 | Комментарий: 5
TihonovИнтересно написано))
Дата регистрации: Нет информации
Гость
Дата: 10.04.2009 | Комментарий: 4
Гостьтекстуха-паййдёд.но шшшшшшшто это за затерто-тошнотворный стиль написания,а?ффуу!!
узнала немног о махаяне хотяб,и о том,шо етот храм крупнейший в европпе,над будет туда заглянуть.
Дата регистрации: Нет информации
Каргин
Дата: 04.04.2009 | Комментарий: 3
КаргинАга, а картинка красивая
Дата регистрации: Нет информации
Ларин
Дата: 31.03.2009 | Комментарий: 2
ЛаринПышное платье у невесты, однако :)
Дата регистрации: Нет информации
Игошин
Дата: 31.03.2009 | Комментарий: 1
Игошинпромолчу, пожалуй :))
Дата регистрации: Нет информации
Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:Секретный код
Повторить:

Нет содержания для этого блока!
Погода
ФОБОС: погода в г. Москва
ФОБОС: погода в г. Элиста
Курсы валют
Категории статей
Буддизм
История, религия
Ринчен Дордже

Калмыкия
Общие
За бугром
Login
Логин

Пароль

Опрос
Вы владеете калмыцким языком?

Да, свободно
Да, немного
Понимаю, но не говорю
Знаю слов 10
Не владею


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1262
Комментарии: 44
Последние статьи

Общие 20.02.2017
Собираясь приобрести дом, многие интересуются, на... >>>

За бугром 12.02.2017
Поездка на отдых является одним из самых знаковых ... >>>

Общество 26.01.2017
Для того, чтобы скоротать свободный вечер, человеч... >>>

Калмыкия 21.12.2016
Регионы получат дотации на поддержку мер по обеспе... >>>

Культура 21.12.2016
В ближайшую пятницу, 23 декабря, в день празднован... >>>

Главная | Статьи | Форумы | Рекомендовать | Обратная связь

Created by Galany4